В конце прошлого века, в издательстве «Даниловский благовестник» вышел удивительный сборник — «Храни в сердце печаль...» Это было самое первое книжное собрание произведений самобытного духовного поэта — Леонида Сидорова, человека «не от мира сего», «монаха в миру».
Прошло десять лет и уже в новом веке была издана книга «Путь тихого праведника». В неё вошли и сочинения самого Леонида Сидорова, и интереснейшие воспоминания о бесстрашном хранителе московской церковной жизни в трудные для нашей церкви годы.
К этому времени его поэзия уже давно заучивалась наизусть насельниками Троице-Сергиевой Лавры и монахами Свято-Данилова монастыря. Некоторые стихотворения Сидорова издавна пробуют петь под аккомпанемент (тут я помяну архидьякона Романа [Тамберга]), а филологи понемногу складывают о них свои учёные штудии.
Наконец, я знаю, что и сегодня живы люди, которые помнят, как пронзительно Леонид Васильевич Сидоров читал Давидовы псалмы на церковных службах в храме Ильи Пророка в Обыденском переулке, помнят духовную музыку, которую он играл у себя дома на скрипке, помнят взгляд его синих глаз, помнят его отшельничество.
И, конечно же, они помнят его поразительные, простодушно-мудрые стихотворные строки: заступнические, кроткие, ликующие, вопрошающие...
Прочитаем одно из таких стихотворений и заметим, что глагол у поэта без всяких усилий становится в строке — существительным...
...Впрочем, это не так уж и важно.
Отчего нас всё здесь холодит?
Отчего и в тепле не тепло,
И грядущее сердце страшит?
Отчего нам так жалко прошло?
Отчего нам так много всё нужно,
А во многом так много тоски?
Отчего мы так близки наружно,
А внутри — далеки, далеки?..
Леонид Сидоров, «Отчего нас всё здесь холодит...», без даты.
Воспоминания о Леониде Васильевиче я читал, признаюсь, с не меньшим волнением, нежели его поэзию.
«В его творчестве отразилась та двойственность его сознания (существовавшего и здесь, и там), которую он сам за собою замечал», — писал о Сидорове наместник Данилова монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов). И продолжал: «...Быть может, с точки зрения „нормальных“ людей, это свидетельство душевного нездоровья. Однако ведь и юродивые, блаженные, если судить по-человечески, были действительно не вполне благополучны, а Богу они были близки, Богу — угодны. Мне кажется, что и Леонид Васильевич был одним из таких праведников Божиих...»
В сборнике «Храни в сердце печаль...», рядом со стихотворением, которое я сейчас прочитаю, помещён старательный рисунок автора: благословляющий нас Спаситель...
Этим-то стихотворением мы и закончим сегодняшнюю встречу с Леонидом Васильевичем Сидоровым, стихам и судьбе которого стоило бы, наверное, посвятить не одну радиопередачу...
Ты, пришедший целить не здоровых
И не праведных здесь оправдать,
Ты, не давший законов суровых,
Но велевший любить и прощать, —
Всех, в тоске и во тьме беспросветной
Здесь влачивших унылые дни,
Не согретых любовью ответной —
Ты во Царстве Твоём помяни.
Всех, в обширной великой Вселенной
Своей собственной шедших тропой,
Всех отверженных властию гневной,
Всех забытых шумливой толпой,
Всех любивших Тебя одиноко,
Ждавших милостей тайных Твоих —
В Твоём Царстве высоко-высоко
Помяни души скорбные их.
Леонид Сидоров, «Ты, пришедший целить не здоровых...», без даты.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер