После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, полностью регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основу нравственности. Но если заповеди понятны большинству современных людей, то некоторые иные предписания Моисеева закона в наши дни часто вызывают недоумение. Как объяснить, к примеру, изложенный в библейских книгах Левит и Второзаконие запрет смешивать при изготовлении тканей нити шерсти и льна? Современные американские учёные — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес нашли ответ на этот вопрос в одной из Кумранских рукописей — древнем манускрипте, обнаруженном в 1947 году в полутора километрах от побережья Мёртвого моря.
Комментарий (английский, мужской голос):
Кумранские рукописи — свитки из пергамента, папируса и меди, датированные с третьего столетия до Рождества Христова по первый век по Рождению Спасителя. Манускрипты представляют собой отрывки из Священного писания и небиблейские тексты на древнееврейском, арамейском и греческом языках. Считается, что эти книги составляли библиотеку, принадлежавшую некой иудейской общине. Одна из кумранских рукописей, так называемое «галахическое письмо», от слова «галаха» — то есть, закон, содержит трактовки некоторых библейских предписаний, в том числе и запрета на смешение разнородных нитей. Неизвестный иудейский законоучитель первого века до Рождества Христова разъясняет, что ткани из смешанных волокон возбраняется использовать в повседневной жизни. А вот священники, совершающие богослужение в храме, не только освобождены от этого запрета — закон Моисея, напротив, предписывает изготовлять одежды для них «из крученой нити из шерсти и виссона» — то есть, шерсти и льна, что недопустимо для прочих иудеев.
Но с чем связаны такие двойные стандарты? Почему же адресованные иудеям повеления Левита и Второзакония не использовать в быту смешанных тканей противоречат указаниям по изготовлению одежды для священников из библейской книги Исход? Американские историки утверждают, что противоречия здесь нет, опять же ссылаясь при этом на «галахическое письмо» из Кумранских рукописей.
Комментарий (английский, мужской голос):
Двадцать восьмая глава книги Исход, действительно, содержит подробную инструкцию изготовления священнических одежд «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и кручёного виссона» и никак не объясняет, почему изложенная технология не соответствует запрету двух других библейских книг. Однако, автор «галахического письма» из Кумрана утверждает, что свет на этот парадокс проливает тридцатая глава Исхода. В ней Господь, подробно объясняя устами пророка Моисея, как и из чего следует варить священный благовонный елей и фимиам, строго запрещает использовать эти вещества в повседневности, поскольку они предназначены исключительно для богослужения. Таким образом Бог воспитывает в людях навык различения сакрального и обыденного. По всей вероятности, и завет носить одежду из однородных материалов — это призыв к аскезе во славу Бога, к проявлению благоговения ко всему, что посвящено Ему.
Священное писание полно тайн. И часто бывает так, что, постигнув смысл той или иной библейской загадки, удивляешься ее мудрой простоте и кажущейся очевидности. Но поиск ответов на вопросы Вечной книги всегда непрост — он требует дерзновения и упорства, сосредоточения на деталях и умения охватить умным взором большой объём информации. Он требует подлинно научного подхода!
Все выпуски программы Тайны Библии
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 403
— Почему Пасха длится семь дней, празднуется сорок дней, а потом ещё каждое воскресенье — это тоже Пасха?
— Апостол Фома: чем его опыт принципиально важен для нас, и как об этом сказано в Евангелии?
— Открытка от Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой: как её дела милосердия продолжаются сегодня?
— Какой род сомнений может быть полезен в духовной жизни, и что об этом пишет преподобный Исаак Сирин?
— Рабочий Коля, который заговорил на Пасху: замечательная история от журнала «Фома» о том, как неожиданно порой меняется жизнь человека.
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе