
Фото: Mick Haupt/Unsplash
После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, полностью регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основу нравственности. Но если заповеди понятны большинству современных людей, то некоторые иные предписания Моисеева закона в наши дни часто вызывают недоумение. Как объяснить, к примеру, изложенный в библейских книгах Левит и Второзаконие запрет смешивать при изготовлении тканей нити шерсти и льна? Современные американские учёные — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес нашли ответ на этот вопрос в одной из Кумранских рукописей — древнем манускрипте, обнаруженном в 1947 году в полутора километрах от побережья Мёртвого моря.
Комментарий (английский, мужской голос):
Кумранские рукописи — свитки из пергамента, папируса и меди, датированные с третьего столетия до Рождества Христова по первый век по Рождению Спасителя. Манускрипты представляют собой отрывки из Священного писания и небиблейские тексты на древнееврейском, арамейском и греческом языках. Считается, что эти книги составляли библиотеку, принадлежавшую некой иудейской общине. Одна из кумранских рукописей, так называемое «галахическое письмо», от слова «галаха» — то есть, закон, содержит трактовки некоторых библейских предписаний, в том числе и запрета на смешение разнородных нитей. Неизвестный иудейский законоучитель первого века до Рождества Христова разъясняет, что ткани из смешанных волокон возбраняется использовать в повседневной жизни. А вот священники, совершающие богослужение в храме, не только освобождены от этого запрета — закон Моисея, напротив, предписывает изготовлять одежды для них «из крученой нити из шерсти и виссона» — то есть, шерсти и льна, что недопустимо для прочих иудеев.
Но с чем связаны такие двойные стандарты? Почему же адресованные иудеям повеления Левита и Второзакония не использовать в быту смешанных тканей противоречат указаниям по изготовлению одежды для священников из библейской книги Исход? Американские историки утверждают, что противоречия здесь нет, опять же ссылаясь при этом на «галахическое письмо» из Кумранских рукописей.
Комментарий (английский, мужской голос):
Двадцать восьмая глава книги Исход, действительно, содержит подробную инструкцию изготовления священнических одежд «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и кручёного виссона» и никак не объясняет, почему изложенная технология не соответствует запрету двух других библейских книг. Однако, автор «галахического письма» из Кумрана утверждает, что свет на этот парадокс проливает тридцатая глава Исхода. В ней Господь, подробно объясняя устами пророка Моисея, как и из чего следует варить священный благовонный елей и фимиам, строго запрещает использовать эти вещества в повседневности, поскольку они предназначены исключительно для богослужения. Таким образом Бог воспитывает в людях навык различения сакрального и обыденного. По всей вероятности, и завет носить одежду из однородных материалов — это призыв к аскезе во славу Бога, к проявлению благоговения ко всему, что посвящено Ему.
Священное писание полно тайн. И часто бывает так, что, постигнув смысл той или иной библейской загадки, удивляешься ее мудрой простоте и кажущейся очевидности. Но поиск ответов на вопросы Вечной книги всегда непрост — он требует дерзновения и упорства, сосредоточения на деталях и умения охватить умным взором большой объём информации. Он требует подлинно научного подхода!
Все выпуски программы Тайны Библии
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер