
«Дарите любовь!» — эти слова записала в своём дневнике императрица Александра Фёдоровна Романова в 1917 году. Семья последнего русского царя Николая II тогда уже находилась под арестом, жила в уральской ссылке. Дневниковые записи Александры Фёдоровны того периода — живое свидетельство искреннего смирения, веры, терпения и любви к людям. Впрочем, дневники императрица вела на протяжении почти всей своей жизни. Именно по ним, этим словам и мыслям, записанным для себя, не предназначенным для постороннего взгляда, можем мы сегодня составить представление о том, какой была душа этой удивительной женщины. В этом нам поможет книга, которая называется «Дарите любовь» — дневниковые записи императрицы Александры Фёдоровны.
Эти записки — не только ценное историческое свидетельство. Прежде всего, они поражают своей духовной глубиной. Как отмечает в предисловии к сборнику протоирей Артемий Владимиров, эти выдержки из записей императрицы можно рассматривать как подлинное духовное откровение, истинно христианское осмысление жизни. В своих дневниках Александра Фёдоровна размышляет о семье, детях, любви к ближнему, взаимоотношениях человека с Богом; и слова её наполнены необыкновенной мудростью. Например, на одной из страниц она записала такую формулу счастливого и крепкого брака: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое „я“, посвятив себя другому. Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение».
Мысли, которые Александра Фёдоровна доверяла своему дневнику, просты и глубоки одновременно. В книге «Дарите любовь» мы найдём и очень лаконичные записи, несущие в себе, однако, истинно евангельскую мудрость. Например, такую: «Любящее сердце — самое необходимое для нас». А вот ещё одна: «Доброта — ключ человеческого сердца». Замечательно пишет императрица о том, каким должно быть милосердие: ежедневным, естественным, как сама жизнь, проявляющимся даже в мелочах — добром слове, искренней улыбке, внимательному отношению. Такое милосердие, считает Александра Фёдоровна, рождается в душе, когда в ней живёт любовь к Богу и его заповедям. Она пишет: «Если в нас живо слово Христа, оно заставит нас помогать другим. Нужно постоянно молиться о том, чтобы Бог дал нам умение поддерживать слабых».
На долю Александры Фёдоровны выпало много тяжёлых испытаний и мученическая кончина. Церковь прославила её вместе с Императорской семьёй как святую страстотерпицу. Всё, что посылал ей Бог, императрица встречала со смирением. И в своём дневнике писала: «Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите всё во славу Господа. Взгляните вокруг. Помогайте тем, с кем рядом выпало идти вам в жизни. Дарите любовь».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема