Как научиться строить свою жизнь по заповедям Христа? Как воплотить в ней дух Евангелия и святоотеческого учения, если проводишь дни не в монастырской келье, а в миру? Как быть, если и в центре мегаполиса, и в отдалённом селе человек со всех сторон окружён житейскими заботами и проблемами и, кажется, на самые-то обыкновенные дела времени не хватает. Что уж говорить о духовном подвиге! Этим вопросом задаются сегодня многие. Впрочем, волновал он людей уже давно. Больше ста лет назад впервые увидела свет книга «Преподобный Макарий Оптинский. Письма к мирским особам». Это — сборник эпистолярного наследия старца, его переписка, в которой он даёт духовные советы тем, кто живёт в миру самой обыкновенной жизнью. И в наши дни его простые и мудрые наставления остаются для многих источником вдохновения и духовного утешения среди будничной суеты.
Составители сборника уверены, что читатели найдут в письмах оптинского старца вразумление, утешение, и отраду. Дар духовного рассуждения, которым Бог сполна наделил преподобного Макария, помогал ему видеть и глубоко понимать проблемы и потребности каждого, кто к нему обращался. Действуя с терпением и любовью, он находил такие слова, которые помогали и утешали человека в его нуждах или скорбя́х. К примеру, одному из адресатов, который сильно переживает из-за смены начальства на службе, старец советует не терзать себя понапрасну и положиться на Бога. «При перемене начальства всегда одолевают смущения в ожидании, каково будет новое. Но для вас, кажется, не может быть в этом ничего страшного, если дела свои ведёте по совести. А если и случится так, что придётся оставить должность, то промысл Божий устроит вам иной путь», — пишет старец. Интересно, что из последующей переписки становится понятно: у адресата в итоге всё наладилось. Преподобный радуется за него: «Хорошо, что начальник ваш добрый человек».
А вот другое письмо старца Макария, которое он написал человеку, по всей видимости, переживающему целую череду разных неприятностей. «Потерпите немного, и Бог вас утешит; не без Его же воли посылаются нам скорби. Вы, как человек, имеете какие-нибудь свои немощи, a скорбями все это очищается; только благодарите премилосердого Господа», — увещевает преподобный. На собственные немощи, то есть, в данном случае — душевные недостатки, преподобному Макарию Оптинскому, судя по его «Письмам к мирским особам», жаловались часто. Старец не упрекал, не ругал. А мягко направлял на правильный путь. Вот, например, что он пишет адресату, который беспокоится из-за своей раздражительности: «Вы знаете, что надобно с сею страстью сражаться и крепко противоборствовать ей с покаянием и самоукорением; а случаи, раздражающие вас, считать посланными от Бога к исправлению вашему».
В словах старца ощущается, с каким пониманием и сочувствием относился он к людям. Утешительна сама интонация его писем, которые он мог бы адресовать, пожалуй, каждому из нас. Например, вот это: в нём идёт речь о делах житейских, которые часто мешают духовной жизни. Вот что пишет старец: «Вы упрекаете себя за погружение в житейские хлопоты; да как же быть? Житейское море всегда волнуется. В недостатке добрых дел прибегнем к смирению, ибо любые дела бесполезны в отсутствии сего сокровища».
Настоящим сокровищем для каждого из нас станут и «Письма к мирским особам» преподобного Макария Оптинского. Потому что помогут направить повседневную жизнь в нужное русло.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











