У Мариинского театра толпился народ. То тут, то там кто-нибудь спрашивал: «Лишнего билетика не найдётся?». Увы — афиша концерта давно была заклеена надписью «Все билеты проданы». Перед их счастливыми обладателями открывались двери театра, но те, кому билета не досталось, несмотря на морозную погоду, не расходились — а вдруг удастся хоть одним глазком увидеть ту, ради которой сегодня здесь собрался едва ли не весь Петербург? В тот вечер в Мариинском выступала Надежда Васильевна Плевицкая — певица-самородок, которую император Николай II называл «курским соловьём», а Фёдор Шаляпин — «чарующим жаворонком». Рахманинов хранил её фото с автографом. Для многих людей Плевицкая открыла красоту и глубину русской народной песни. Напевы, которые прежде можно было услышать лишь в крестьянских избах под стук веретена, или поскрипывание детской колыбели, благодаря Надежде Васильевне зазвучали под сводами лучших театров России. «Когда она пела — вместе с нею пела душа каждого, кто её слушал», — говорил о Плевицкой её современник, знаменитый тенор Леонид Собинов.
В небольшом селе Винниково Курской губернии, где в 1884 году родилась будущая звезда, петь любили. Дёжка — так в детстве звали Надежду родные — по праздникам бегала смотреть на хороводы, которые на большом лугу устраивала молодёжь. С восторгом и упоением слушала и запоминала она песни. А потом убегала за околицу. Подняв глаза к небу, широко раскинув руки и забыв обо всём, девочка пела: про лучинушку, про ясный месяц, про молодого купца, который ехал на ярмарку. Односельчане изумлялись: ай да Дёжка! Ну, чисто соловей! Однажды вместе с матерью Дёжка отправилась на богомолье в курский Свято-Троицкий монастырь. Там впервые услышала она пение настоящего хора. «Какая красота и святость была в голосах монахинь. Я едва сдерживала слёзы умиления», — вспоминала Плевицкая. Ах, как бы хотелось и Дёжке своим голосом дарить людям мир и счастье!
...И вот, она — на сцене Мариинки. Зал рукоплещет ей стоя. В императорской ложе царь Николай Второй украдкой смахивает с глаз набежавшие слёзы. После концерта он подошёл к певице, чтобы засвидетельствовать ей своё восхищение. «Я слышал, вы никогда не учились петь, — сказал император. — И не учитесь! Вы поёте сердцем. Самая простая песня в вашем исполнении проникает в душу». Эти слова Надежда Васильевна запомнила на всю жизнь. А она у певицы была непростой. Когда в 1914 году грянула Первая Мировая война, Плевицкая отменила все концерты и... ушла на фронт. Стала сестрой милосердия. Трудилась в госпитале, ухаживала за ранеными. За преданность и самоотверженное служение Отечеству получила боевую награду — орден Святой Анны. Плевицкая служила Родине и людям, невзирая на политическую обстановку, которая, между тем, накалялась, и в итоге вылилась в Октябрьский переворот 1917 года и гражданскую войну. Надежда продолжала петь и своей песней нести людям радость. А сколько благотворительных концертов она дала! На выступлениях Плевицкая собирала средства в поддержку голодающих детей. «Быть может, эта моя милостыня записана у Господа!» — размышляла Надежда Васильевна в своём дневнике.
Когда большевики окончательно взяли власть в стране, Плевицкая приняла решение эмигрировать. «Курский соловей» улетел в Париж. Публика во Франции рукоплескала ей. Люди видели в её песнях дороги, поля, деревни и тихий свет над Русью. Как вспоминала одна из слушательниц Плевицкой той поры: «Разливается безбрежная, захватывает до слёз... русская народная песня. Широкая, глубокая, простая, правдивая».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова