
В июне 1909 года отец Антоний Смирнов, 65-летний иеромонах Бугульминского Александро-Невского монастыря, что в Самарской губернии, узнал новость: его назначили военным священником. На Черноморский флот, в Севастополь — с пятилетним сроком службы. «На такое дело только самых достойных избирают», — сказал, благословляя его, настоятель монастыря. Узнав новость, отец Антоний всё тихонько повторял «Да будет воля Твоя, Господи» и крестился. Достойным он себя не считал. Но был рад принять всё, что уготовил ему Бог. Ночью в своей келье он не мог сомкнуть глаз. Думал о том, как поедет по железной дороге, как увидит море. Вспоминал своего первого духовного наставника — иеромонаха Аарона (Соколова). Полковым священником он прошёл всю Крымскую войну.
Севастополь встретил отца Антония ярким солнцем и свежим морским ветерком. После всех необходимых административных формальностей иеромонах, наконец, взошёл на корабль, который должен был стать его домом на ближайшие годы. Это был миноносец «Прут» с экипажем из девяти офицеров и без малого трёхсот матросов. Командовал судном капитан второго ранга Георгий Александрович Быков. Он провёл священника по кораблю, показал его каюту и ввёл в курс дела. Сходить на берег корабельному священнику разрешалось только раз в неделю, и то всего на несколько часов. Но жёсткая морская дисциплина и строгие правила отца Антония не испугали. «Это почти как в монастыре», — улыбаясь, говорил он капитану.
И началась флотская служба. Матросы сразу же прониклись симпатией к пожилому, доброму иеромонаху. По утрам спешили на молитву, по праздничным дням выстраивались в очередь на исповедь и Причастие. «Мы все относились к нему, как к отцу», — вспоминал один из моряков. Седой батюшка, по-старчески прихрамывающий, озаряющий каждого своей доброй улыбкой, стал неотъемлемой частью команды.
В 1914 году, когда срок службы отца Антония подходил к концу, грянула Первая мировая война. К противникам России — Германии и Австро-Венгрии — вскоре присоединилась и Турция. «Прут» возвращался с учебных манёвров, когда на борт пришла радиограмма: «Турция вступила в войну». И уже спустя несколько часов перед «Прутом» вырос немецкий крейсер «Гёбен», переданный Германией турецкому флоту. Один залп — и миноносец загорелся. Капитан Быков быстро оценил ситуацию: в трюмах судна — 750 морских мин! Взорвутся — никого из команды в живых не останется. И отдал приказ: «Топить корабль!» Началась эвакуация. Противник продолжал обстреливать корабль, и судно быстро уходило под воду. Матросы прыгали в шлюпки. Спастись удалось почти двум сотням моряков и нескольким офицерам.
Миноносец «Прут» затонул в 8 часов 40 минут 15 октября 1914 года. На его борту оставалось тридцать человек, включая корабельного священника, иеромонаха Антония Смирнова. Батюшка в последний момент уступил своё место в шлюпке матросу, а сам до последнего продолжал молиться и благословлять отплывающих. Он погиб, исполняя долг пастыря, по-евангельски положив душу за други своя. За этот подвиг отец Антоний посмертно был награждён орденом святого Георгия 4-й степени. И стал первым русским военным священником, удостоенным этой высокой воинской награды.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица