Великий композитор и пианист — Сергей Васильевич Рахманинов — автор, в том числе, знаменитого произведения «Всенощное бдение», основанного на православных церковных молитвах и песнопениях.
Он написал его во время Первой мировой войны всего за две недели. Сергей Васильевич посвятил произведение соотечественникам, насмерть стоявшим за Родину. В 1917 году, сразу после Октябрьской революции, Рахманинов, не признавший советскую власть, был вынужден эмигрировать в Соединённые Штаты Америки. В годы Великой Отечественной войны из-за рубежа он всеми силами поддерживал Родину в борьбе с фашистскими захватчиками. Сергей Васильевич всегда считал себя именно русским композитором, ни на минуту не забывая горячо любимую Родину.
Что однажды сказал о Сергее Васильевич пианист Иосиф Гофман?

10 марта 1915 года в Большом зале Российского Благородного собрания нельзя было найти свободного места. Люди собрались на премьеру: своё новое сочинение представлял Сергей Васильевич Рахманинов. В тот день Московский синодальный хор исполнял его «Всенощное бдение» — духовное музыкальное произведение, основанное на православных церковных молитвах и песнопениях. «Весь сбор поступит на оказание помощи нашим воинам», — гласила надпись на афише.
Шла Первая мировая война. Великий композитор и пианист написал «Всенощное бдение» в те дни, когда его душа была полна глубоких переживаний за Родину и соотечественников, стоящих за неё насмерть. Им и посвятил Рахманинов своё произведение. Это большое сочинение из двух отделений и двенадцати частей Сергей Васильевич написал всего за две недели. Не раз потом композитор признавался, что «Всенощное бдение» имеет для него огромное значение — и как для музыканта, и как для человека. Рахманинов верил в Бога, и эта вера рождала в нём любовь к людям.
Пианист Иосиф Гофман однажды сказал о композиторе: «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь — в его руках, золото — в сердце». Золотое сердце Сергея Васильевича всегда болело за ближних. Это проявлялось порой даже в мелочах: к примеру, по воспоминаниям двоюродной сестры композитора, он всю жизнь волновался, что может мешать соседям своей игрой на фортепиано. А когда Сергей Васильевич приезжал в Ивановку, своё имение на Тамбовщине, то первым делом всегда навещал крестьян. Спрашивал, нет ли у них в чём нужды, и если нужда была, непременно помогал.
В 1917 году, сразу после Октябрьской революции, Рахманинов, не признавший советскую власть, был вынужден эмигрировать. Композитор обосновался в Соединённых Штатах Америки. Но ни на минуту не забывал свою горячо любимую Родину. Он помогал друзьям, оставшимся за океаном. Близкий друг Сергея Васильевича, певец и педагог Михаил Слонов, вспоминал, как однажды пришёл на почту за очередной посылкой от композитора. И услышал удивлённый вопрос почтальона: «Да кто же такой этот Рахманинов, который шлёт деньги и продукты половине жителей Москвы?!»
Сергей Васильевич не любил выставлять свою помощь напоказ. В годы Великой Отечественной войны из-за рубежа он всеми силами поддерживал Родину в борьбе с фашистскими захватчиками. Давал в Америке благотворительные концерты в пользу Красной Армии. Пожертвования на нужды фронта отправлял в советское консульство, не называя имени. Писал просто: «От одного из русских — посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом».
Даже находясь за тысячи километров от России, Рахманинов всю жизнь преданно и беззаветно ей служил — своими делами, своей музыкой. Сергей Васильевич говорил: «Я — русский композитор, и родина наложила отпечаток на мой характер. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер