
«Новая война пуговиц», кинокомпания Mars Films, режиссёр Кристоф Барратье.
— Мы выиграли войну?
— Нет, только бой.
— Наша война должна иметь имя — чтобы войти в историю.
— Я знаю! Война пуговиц!
Главное в жизни мальчишек из фильма французского режиссёра Кристофа Барратье «Новая война пуговиц» — драки с их ровесниками из соседней деревни. Талантливый и справедливый учитель, как ни старается, не может увлечь их учёбой. Да и на девочек герои в коротких штанишках пока смотрят только издалека. Даже настоящая, взрослая и страшная война, разлучившая многих из ребят с отцами, кажется, пока волнует их меньше, чем ежедневные стычки с соседями.
За окном сорок четвёртый год, Франция оккупирована фашистской Германией. Но в отдалённой южной провинции Овернь, где происходит действие кинокартины — бескрайние зелёные луга, смех и шутки на улицах, ветчина и сыр на столах и даже относительная свобода. В деревне не слышно выстрелов и нет немецких солдат. Нацистскую власть там представляет назначенная немцами полиция в лице двоих местных парней. И дети, и взрослые с нетерпением ждут окончания войны. Но при этом жизнь в деревнях идёт своим чередом — мальчишки сражаются друг с другом и отрезают у побеждённых пуговицы от рубашек и брюк, а их отцы целыми днями пьют в трактире или дома. И только необходимость защитить от фашистов скрывающуюся в одной из деревень еврейскую девочку Виолетту в считанные минуты объединяет всех...
Снятый в 2011 году фильм Кристофа Барратье сложно отнести к какому-либо одному жанру. Он непредсказуем, ярок и пёстр, как сама наша жизнь. С одной стороны, картина пронизана мальчишеским задором, а порой и хулиганским настроением. Сцены драк показаны подробно и без прикрас. Но вот речь заходит о любви — и всё это буйное великолепие сменяется тихой и задушевной интонацией. Предводитель мальчишек Лебрак, двоечник и первый парень на деревне, влюбляется в еврейку Виолетту. А школьный учитель давно уже любит модистку Симону, у которой живёт девочка. Отстающий ученик и преподаватель, на первый взгляд, такие разные, так похожи в своём смущении перед городскими красавицами, в своей верности и желании защитить любимых. Режиссёр рассказывает о любви с удивительной осторожностью, целомудрием и мягким юмором — как, например, в этой сцене, когда Виолетта приглашает побеждённого в драке Лебрака к себе домой и пришивает ему пуговицы.
— Ты плакал?
— Я? Вот ещё!
— Я видела, как плакал мой отец, но я всё равно люблю его.
— А меня ты будешь любить, если я заплачу?
— Понятия не имею. Поплачь, тогда и узнаю!
По счастью, плакать никому из главных героев фильма не приходится. Детское чувство Лебрака соединяется с совсем недетским мужеством, и когда приходит пора защищать подругу от фашистской полиции, он не колеблется ни минуты.
Своим спасением Виолетта обязана не только романтическим чувствам. Ведь кроме влюблённого в неё Лебрака и неравнодушного к Симоне учителя на помощь девочке приходят жители обеих деревень! Ни у кого из них нет еврейской крови, многие вообще никогда не видели евреев. Но достаточного одного слова, даже одной мысли о том, что невинного ребёнка могут отдать в руки немцев — и пуговичные войны детей, и домашние заботы взрослых забываются ради настоящего подвига. Оказывается, что подростки на своей игрушечной войне успели научиться не только устраивать засады и пугать врага, но и мгновенно отличать правду ото лжи, а добро от зла. А предатель в мальчишеских играх, сын мэра, оказывается предателем и в серьёзной ситуации — ведь именно он доносит на Виолетту. Отцы ребят, которые в их возрасте точно так же воевали друг с другом, тоже забывают про вражду. А те из них, кто успел побывать на другой войне, вспоминают фронтовую молодость. В этих простых и грубых людях просыпается невероятная духовная сила. Сцена, в которой несколько простых деревенских мужичков и школьный учитель выгоняют из деревни двух вооружённых нацистов, впечатляет и, думается, запомнится каждому зрителю.
Фильм Кристофа Барратье «Новая война пуговиц» — настоящий гимн человечности и милосердию. Это история о том, что для защиты близких от зла нам не обязательно быть физически сильными или умными, не нужно оружия или власти. Достаточно просто в решающий момент сделать верный выбор — выбор мира и любви.
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Обычно завещание ассоциируется с чем-то грустным. А как может быть иначе, если человек, составляя текст завещания, фактически принимает то, что смерть уже совсем рядом. И нужно позаботиться о том, чтобы распорядиться имеющейся собственностью. Но есть в этой истории исключение. Сегодня в храмах во время утреннего богослужения читается отрывок из радостного завещания — послания апостола Павла к Эфесянам. Давайте послушаем этот текст, представляющий собой часть первой главы послания.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Начало первого века нашей эры — уникальное время, когда среди людей жил Иисус Христос — Сын Божий, принявший человеческую плоть. Христос пришёл в наш мир для того, чтобы избавить человечество от греха Адама и Евы и вернуть их потомкам потерянный Рай. Спаситель добровольно принял смерть на Кресте и, воскреснув на третий день после Своей мучительной кончины, освободил людей от печальной участи — посмертного пребывания в аду. Проповедь Христа, Его подвиг вдохновили множество людей. Сначала жители Израиля, а затем и многие иные народы обратились в христианство.
Весть о Спасителе несли по городам и странам Его ученики — апостолы. Больше всех в деле проповеди учения Христа потрудился апостол Павел, совершивший четыре миссионерских путешествия по Римской империи, в ходе которых основал множество христианских общин. О масштабах деятельности Павла свидетельствуют его послания, которые он направлял христианам тех городов, где ему удалось побывать. Апостол не забывал о своих учениках даже в тяжёлых жизненных ситуациях — христианам города Эфеса Павел, например, писал примерно в 63 году из римской тюрьмы, где оказался по лживому доносу.
Многие исследователи Библии считают, что послание к Эфесянам, отрывок из которого мы услышали, является духовным завещанием апостола Павла. Павел, предчувствуя, что его земная жизнь скоро закончится, в послании к христианам Эфеса со всей силой проповеднического таланта излагает своё духовное видение того, что значит жить с верой в Спасителя Иисуса Христа. В прозвучавшем отрывке апостол прямо говорит, что человеку, поверившему во Христа, принявшему крещение и живущему благочестиво, откроется богатство славного наследия Спасителя. Наследие это состоит не только в том, что православный христианин ощущает радость от присутствия Бога рядом с собой, и не только в том, что христианская вера даёт человеку почувствовать настоящую полноту жизни.
Сын Божий, во всём равный Богу Отцу, принял человеческую плоть, во всём стал подобным людям, за исключением греховности. Это означает, что путь Христа открыт для каждого человека. Апостол Павел говорит, что через Спасителя на каждого православного христианина нисходит величие Христово. Сын Божий победил смерть, воскреснув из мёртвых, и пребывает теперь в небесной славе. Путь Спасителя может пройти каждый поверивший в Него человек. Пример великих святых, прежде всего, пример Богородицы Марии является тому доказательством. Во Христе они обрели настоящее счастье и теперь вместе с Ним пребывают на Небе.
Возможность приобщиться к святости открыта для каждого человека. Прежде всего, благодаря существованию Церкви, которую Христос основал и является её Главой. Только в Православной Церкви человек способен в полной мере общаться с Богом, почувствовать радость жизни во Христе. Церковь, по слову апостола Павла, это место особого присутствия Бога, ощутить которое можно через таинства — прежде всего, через Святое Причастие. В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Христовы, вступает в тесное общение с Богом, без чего достигнуть святости просто невозможно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











