1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви есть свои правила, и правил у нас довольно много. По сути дела, вся христианская жизнь довольно сильно регламентирована: у нас есть указания, когда, как и сколько молиться, когда и как соблюдать посты, когда и как совершать богослужения в те или иные дни, каких святых вспоминать, что читать во время богослужения и так далее. Регламентирована даже одежда и внешний облик христианина. В мире, в котором постепенно рушатся привычные традиционные устои и недозволенное ещё совсем недавно становится едва ли не нормой, церковные ограничения выглядят анахронизмом. Но мы упорно держимся за эти ограничения, и многим это кажется странным. Дело же в том, что церковный порядок не был выдумкой какого-то человека или же группы людей, он формировался постепенно и у каждого его элемента есть своя история с этапами формирования, а также весомые обоснования. О том, как начинал формироваться церковный регламент, мы можем прочитать в апостольских посланиях, в частности, в 14-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
26 Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
В этом отрывке апостол Павел описал то, что происходило во время собраний христиан: все эти люди имели ярко выраженные дары Святого Духа, которые проявляли себя в способности пророчествовать, в умении говорить на незнакомых языках, в даре истолкования Священного Писания и в особых откровениях от Бога. Вполне естественно, что эти дары подавались не ради наслаждения ими их носителей, а для назидания конкретной общины и вообще всей Церкви, следовательно, плодами даров Святого Духа необходимо было делиться, люди это чувствовали и пытались передать друг другу то, что они получили как откровение от Бога. Но как устроить сам процесс? Кто, когда и как должен говорить, если всем есть, что сказать? Из слов апостола Павла видно, что христиане часто не хотели ждать и пытались поделиться своими откровениями с другими как можно скорее, из-за этого во время собраний случались неразбериха, шум и какофония. Очевидно, что при таком подходе невозможно чему-то научиться друг у друга, тогда как смысл даров Святого Духа именно в этом — во взаимном назидании ради восхождения в познании Бога.
Апостол предлагает решение назревшей проблемы и лимитирует количество одновременно говорящих, ещё он упоминает, что если у кого-то есть пророчество, но нет его истолкования, то нет смысла в изложении пророчества, потому как само по себе оно не способно кого-либо чему-либо научить. Даёт Павел и ряд других указаний, все они призваны помочь соблюдению порядка в христианских церковных собраниях. Свою мысль апостол подкрепил такими словами: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33). Действительно, Бог создал гармоничный мир, в котором нет места хаосу, следовательно, гармония должна быть и во всём том, что делает человек, ведь человек призван к соработничеству Богу, а это означает, что в своей деятельности он должен использовать те же самые принципы, которые были положены в основу творения мира Богом.
Со временем церковные предписания расширились и распространились на все сферы жизни христианина. При этом их глубинная суть осталась прежней: они необходимы ради гармонии, а потому от них невозможно отказаться, их надо знать и им стоит следовать, но делать это нужно, конечно же, с пониманием того, что за ними стоит, и не возводить их в абсолютный принцип, ведь церковный порядок существует не ради себя самого, а ради возвещения благой и всесовершенной воли Божией, именно это и должно быть приоритетом любого церковного собрания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер