
«Дорога к дому», студии Концертно-продюсерский центр Сергея Войтенко и Пушкин Фильм, режиссёр Иван Шерстников
— Отец Александр!
— Да?
— Помогите мне.
— Как вас зовут?
— Настя. Сомова.
— Что я могу для вас сделать, Настя?
— Тяжело мне. Тяжело мне от обиды. Пытаюсь забыть, простить — не получается.
— Я вас раньше не видел.
— Я в вашем городе недавно.
— А...
Отец Александр, священник из провинциального городка, бывший детдомовец, потерял покой. Однажды после службы его окликнула девушка и попросила о помощи. Батюшка сказал ей в утешение несколько слов, и она ушла. А отец Александр всё никак не мог забыть её глаза — в них было столько боли и отчаяния... Больше незнакомка не появлялась. И у священника на душе отчего-то стало неспокойно. Он решил разыскать таинственную Настю Сомову. Но в городке, где все друг друга знают, а нового человека и тем более запомнили бы, ровным счётом никто ничего о ней даже не слышал. Разгадать эту загадку вместе с главным героем предлагает нам молодой режиссёр из Севастополя Иван Шерстников.
Уже на самом первом этапе создания картины Иван хотел, чтобы она была остросюжетной и до последней минуты держала внимание зрителей. Автор сценария, брат режиссёра Пётр Шерстников, выпускник Таврической духовной семинарии, предложил сделать центрального персонажа священнослужителем. В результате родилось кинопроизведение, отвечающее канонам захватывающего игрового кино. И при этом — глубокое, побуждающее человека разобраться в себе, в своей собственной душе. «Эта история очень неожиданно раскроется для всех — и для зрителя, и для главного героя», — говорил сценарист в одном из своих интервью.
Действительно — неожиданность, да ещё какая, ждала отца Александра, после похода в городскую библиотеку, где он хотел разыскать таинственную прихожанку. Ведь она сказала, что устроилась туда работать. Однако в библиотеке такой сотрудницы не оказалось. А на другой день в храм пришла заведующая — пожилая женщина. То, что она поведала, никак не укладывалось у священника в голове.
— Вы знаете, когда вы пришли в библиотеку, я не поверила своим ушам.
— Да...
— Почему именно сейчас? А она опять перед глазами, как живая...
— Кто живая?
— Анастасия.
— Людмила Павловна, я... я говорю вам про Анастасию, которая работает в библиотеке.
— Да. Именно она. Её давно уж нет.
Что предпримет герой после такого неожиданного поворота? Об этом мы с вами узнаем, посмотрев картину «Дорога к дому» — удивительную и светлую. Фильм снимался в Севастополе, поэтому на экране зрители увидят потрясающие крымские пейзажи. А ещё очень хороших актёров — роли священника и его супруги, матушки Надежды, исполнили Егор Бероев и Ксения Алфёрова. Суть же картины режиссёр Иван Шерстников сформулировал так: «Расследуя подробности, казалось бы, чужой истории, герой неожиданно находит ответ на свой самый главный вопрос — умеет ли он прощать?». Уверен, задать самим себе очень важные вопросы захочется и зрителям, посмотревшим фильм.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема