
Библейское повествование начинается с радостного рассказа о творении мира. Господь, как гениальный художник, создает небесную и земную реальность, по Его желанию нашу планету, согретую лучами солнца, заселяют живые существа. В том числе и первые люди — Адам и Ева. К сожалению, период первозданного счастья длился недолго. Совсем скоро прародители поддались уговорам змея-искусителя и попытались обмануть Бога. Совершённый поступок не позволил им остаться в Райском саду — ведь ничто греховное не может находиться рядом с Богом. После ухода из Рая Адам и Ева лишились бессмертия. Но это было не самым страшным. Кончина тела, конечно, ужасала, но печальнее оказалась участь души. Во времена Ветхого Завета даже души праведников после смерти пребывали в аду. Спасти человечество от такой страшной участи пришел Сын Божий — Иисус Христос. Древние иудеи Спасителя отвергли и отправили на казнь. Однако смерть Христа принесла людям вечную жизнь. Об этом и говорит нам песнопение, названное по первым словам «Светлую воскресения проповедь». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов.
Миссия Христа была очень трудной, ведь многие люди хотели получить от Него не святость или духовное совершенство, а политический успех и земную власть. Только небольшая группа людей — апостолы, жены-мироносицы, тайные ученики Никодим и Иосиф Аримафейский — видели во Христе обещанного Мессию, Того, Кто вернет человечеству рай. Эти люди первыми узнали от ангелов о воскресении Спасителя. Господь направил к ученикам Христа Своих небесных посланников, чтобы уверить их — чудо состоялось. Вот как об этом говорит сегодняшнее песнопение: «Све́тлую воскресе́ния про́поведь от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, апо́столом хва́лящася глаго́лаху: испрове́ржеся сме́рть, воскре́се Христо́с Бо́г, да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость». В переводе на русский язык текст молитвословия звучит так: «Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: „Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!"»
В древнем Израиле явление ангела рассматривалось, как печальное, даже зловещее событие. Приход небесного посланника был признаком скорой кончины человека. В день воскресения Христа Его ученики, увидев ангелов, сначала сильно испугались, но потом обрадовались — ведь узнали от них не о смерти, а о победе жизни. А теперь давайте послушаем тропарь «Светлую воскресения проповедь» в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Все выпуски программы Богослужебные песнопения
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-1

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Стыд — чувство, хорошо знакомое всем нам по собственному опыту. Как к нему относиться? И что делать, если вдруг нас накрыло волной стыда? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
«Не стыдись», — этот призыв звучит сегодня несколько раз из уст апостола Павла. «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его», — говорит он своему ученику Тимофею. После этого Павел указывает на свой пример: «я страдаю, но не стыжусь». И после на пример Онисифора, он, по слова апостола, «покоил меня и не стыдился уз моих».
Священное Писание рассказывает нам о том, что стыд — это результат грехопадения. Первые люди вкусили плод от древа познания, увидели, что они наги и устыдились друг друга и Бога. Поэтому и сделали себе одежду из листьев. Именно состояние стыда не позволило Адаму и Еве открыться Богу и признать свой проступок. Болезненная горечь стыда заставила их занять оборонительную позицию, закрыться, словно в раковину, отстранится, погрузиться в изоляцию. Именно так действует грех.
Чего же мог стыдиться Тимофей? Взглядов других людей, которые видели в нём христианина. Под пристальным вниманием язычников ему могло стать неуютно. Он мог почувствовать себя уязвимым, маленьким, незначительным и нелепым. И вместо того, чтобы свидетельствовать о Христе, он мог замолчать. Естественным образом у него могло возникнуть желание убежать и спрятаться, как у первых людей. Поэтому апостол приводит ему в пример себя и Онисифора.
Оба преодолевали свой стыд и не скрывали своё христианство, несмотря на то что это преодоление стыда было связано с внутренним дискомфортом и внешними страданиями. К подобной решимости Павел призывает и Тимофея. «Держись образца здравого учения», — говорит он, — «страдай с благовестием Христовым силою Бога». По сути, апостол предлагает Тимофею рецепт борьбы со стыдом: «каждый раз, когда в тебе возникнет это неприятное чувство, представь, как ты должен поступить согласно Евангелию, и просто сделай это, несмотря на свой стыд».
Это рекомендация и каждому из нас. Ведь нередко, когда на нас накатывает волна стыда, мы не знаем, как поступить. Мы начинаем или его всячески подавлять, или действовать на этом чувстве. В обоих случаях поступки, которые мы совершаем, выглядят довольно странно. А потому важно понять, что стыд нам не враг. Его нельзя игнорировать. Это нечто вроде сигнальной системы. Часто именно он предупреждает нас о каком-то важном событии в духовной области. Он подсказывает, что я оказался в ситуации, когда у меня появилась великолепная возможность исполнить заповедь Божию по отношению к окружающим. В ситуации, когда я максимально близко подошёл к своему предназначению. Именно поэтому моя поражённая грехом природа встает на дыбы. Она побуждает меня скрыться, убежать, спрятаться или, напротив, поступить агрессивно и нелепо. Она всячески пытается помешать мне совершить евангельское действие.
Поэтому, когда нас накрывает волна стыда, остановимся. Осмотримся. Подышим. Успокоимся. А потом, по слову апостола Павла, вспомним о том, что у нас есть образец, по которому нужно жить и действовать, — это Евангелие Христово. Вспомним, что у нас есть предназначение — искать волю Бога и служить людям. И нам сейчас необходимо вопреки стыду совершить именно это действие. Если будем приучать себя к этой работе, то увидим, что жгучее чувство стыда с каждым разом уменьшается. Пристальное внимание людей перестаёт нас беспокоить. И в нас всё больше проступает одно желание — в ещё большей степени свидетельствовать своей жизнью о Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 144. Богослужебные чтения
Античная мудрость гласит, что смысл жизни состоит в освоении искусства умирать. Надо сказать, христианство с данным утверждением напрямую не спорит, подчёркивая, впрочем, что, при всей значимости жизни будущего века, бытием земным пренебрегать ни в коем случае нельзя. Но, наоборот, благодарить Бога за те или иные события, через которые удалось пройти. Именно такое настроение имеется у псалма 144-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследи́мо.
4 Род ро́ду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедро́ты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все ро́ды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех па́дающих и восставляет всех низве́рженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты дае́шь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Согласно устоявшемуся мнению, псалом 144-й был написан царём и пророком Давидом в последние годы его жизни. Праведник как бы обозревает свой пройдённый путь и признаёт, насколько ощутимым являлось и является присутствие Божие в его (Давида) бытии. Главное же чувство, которое царь имеет в отношении промысла Господня, — это, конечно, благодарность. Да. Искренней благодарностью наполнен псалом 144-й. Пророк выражает самую тёплую, сердечную признательность Творцу за Его помощь, защиту, поддержку и вразумление, проявившие себя в самых разных жизненных ситуациях.
Путь Давида был непрост. Конечно же, Господь избрал и благословил его. Конечно же, Бог помогал праведнику. Но это не означало, что самому Давиду ничего не приходилось делать. Вовсе нет. Святость представляет собой взаимодействие Бога и человека, их со-работничество. Вот и Давиду приходилось не на словах, а на деле доказывать свою верность Господу. Особенно в трудные годы. А их в жизни царя было предостаточно. Его сначала преследовал безумный правитель Саул, затем взбунтовавшийся сын Авессалом. Давиду приходилось много сражаться, защищая свой народ. Бывало, и сам праведник становился причиной трудностей. Например, когда решил жениться на Вирсавии, отправив на смерть её первого и законного мужа.
Конечно, Давид потом принёс покаяние и никогда не забывал о совершённых преступлениях, стремился, насколько возможно, исправить причинённую другим людям боль. Праведник глубоко сожалел о содеянном, но всё же унынию не поддавался. И был благодарен Богу — в одних случаях за победы, а в других — за дарованное прощение. В данном отношении Давид следовал тому, о чём пишет в прозвучавшем псалме: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки».
Благодарность, которую испытывает Давид, он стремится передать и потомкам. Более того, пророк уверен, что именно искренняя благодарность Господу способна стать прочным фундаментом для мирного и радостного существования народа Божия — сперва ветхозаветного Израиля, а затем Церкви Христовой. Царь пишет: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою». И далее: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Под святыми в данном случае понимаются верные Богу люди.
Основываясь на собственном опыте, Давид пишет, что преданного Себе человека Господь никогда не оставит без помощи. Это не означает, конечно, что не будет никаких трудностей. Нет. Но преодоление трудностей станет доказательством всемогущества и благости Божиих. Или как пишет Давид: «Желание боящихся Его Он (то есть Бог) исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его».











