
Светлана Бакулина
На нашем приходе был один интересный парень. Высокий, красивый, обаятельный молодой человек по имени Олег. Его хорошо знали все сотрудники храма и прихожане. Он всегда был любезен, отзывчив и приветлив с людьми. Приходя в храм, как правило, вставал ближе к амвону, очень внимательно слушал проповедь священников, долго молился.
Олег производил впечатление глубоко верующего человека. Внимание такого парня хотели заслужить многие незамужние девушки , но он не спешил делать выбор.
Он всегда приходил в храм один, но однажды пришёл с подругой.
Молодая девушка модельной внешности не производила впечатления прихожанки. Скорее наоборот, казалось, что она сюда попала не по своей инициативе. Всю службу Наталья, так звали девушку, смотрела влюблёнными глазами на Олега и, кажется, не замечала больше ничего вокруг.
Теперь они приходили в храм вместе. Но Олег, будто бы по привычке, предпочитал стоять на службе один. Он оставлял Наташу при входе и шёл на своё любимое место, поближе к амвону.
Мы видели, как каждый раз она терпеливо его ждала. Старалась, пыталась соответствовать: стала ходить на исповедь, причащаться, часами ждала окончания службы. Было заметно, что Наташа не очень понимает происходящее, но очень хочет поддержать своего избранника.
Так они и приезжали в течении нескольких лет: вроде бы вместе, а вроде бы и порознь.
Но в какой-то момент Олег перестал ходить в храм. Долгое время мы не видели его.
Уже было предположили, что, наверное, ребята молодые — может поменялись интересы, а может быть просто решили проводить больше времени вместе в выходные, не до Церкви им... Кто знает...
И вот, как-то в будний день, мы пришли службу в храм, а там — Наташа. Одна. Без Олега. Его нигде не было видно.
Мы удивились и радостно пошли здороваться:
«Привет, Наташа! Как ты? Как Олег? Давно вас не видели.»
«Не знаю» — отрешённо ответила она.
По интонации мы сразу поняли — что-то произошло.
После паузы она продолжила: «Я вообще больше ничего не знаю. Не знаю, как мне дальше быть... Все эти годы я ходила в храм за ним и ради него... ради Олега. Я искала мужа и вот, думала, что встретила. А сейчас мы расстались.
И вот, я приехала сюда, чтобы задать Богу вопрос:
Почему человек, который регулярно ходил в храм и которого я считала практически святым, смог предать и обмануть меня?»
В этот момент подошла её очередь на исповедь и Наташа, не успев закончить рассуждения, поспешила к священнику.
Ком в горле стоял у нас после услышанного. Мы понимали, что некомпетентны были бы давать советы в такой ситуации. И Слава Богу, что подошла её очередь на исповедь.
Потому что простые фразы в стиле: «Если ты разочаровался в церковных людях, значит ты шел не к Богу, а к людям» — здесь не подошли бы. Она ведь и не скрывала, что не искала Бога, а ходила в храм за молодым человеком. Но вот что примечательно: она сейчас здесь. Не закрылась дома, не осталась со своей злостью и обидой где-то наедине. Она почему-то пришла именно в церковь и впервые без подсказки кого-либо. Сама.
Так хотелось обнять её в этот момент, сказать с высоты своего небольшого опыта: «Наташа! Ошибка — думать, что в храме святые люди. В храм приходят такие же больные и грешные и только Божья благодать может коснуться и изменить человека».
Но мы не могли. Она уже ушла на исповедь. И именно тогда было понятно, что решается её судьба. Судьба человека со свободной волей.
Через пару дней мы снова увидели Наташу в храме. В очереди на причастие. Потом, она осталась пожить в монастыре на несколько дней. Её взгляд сильно поменялся за это время. На лице появилась улыбка и лёгкий румянец, исчезла тревожность в голосе. Появилась уверенность.
Со временем Наталья стала активной прихожанкой храма, участвовала во многих праздниках и мероприятиях. Следом за ней в храм стали ходить и некоторые её друзья, и подруги, тоже прежде далёкие в своё время от церкви.
Такая вот история, как девушка искала мужа, а встретила Бога.
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема