— Приветствую вас, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас вспоминал!
— Надеюсь, добрым словом?
— Исключительно добрым, дорогая соседка! Если бы не вы, я никогда не узнал бы столько интересного о живописи! И сейчас, надеюсь, вы разрешите мое недоумение.
— Мне в радость беседовать с таким благодарным слушателем. Так что за вопрос у вас возник сегодня?
— А вот, посмотрите, какую занятную репродукцию я нашёл среди газетных подшивок в шкафу, жаль без подписи. Осада древнего городка, воины на мощной крепостной стене. Кто-то заряжает пушку, кто-то несёт в бочонке на длинном древке кипящую смолу. Вокруг стоит чад, так что лица едва различимы сквозь дымку. Но при этом отчетливо видно, что половина защитников — монахи! Как человек военный я потрясён — разве такое возможно?
— Ваше удивление понятно. Ведь для иноков цель и смысл жизни — общение с Богом. А война — это нарушение заповеди «не убий». Но иногда приходится жертвовать собой ради других. И монахи берут в руки оружие, когда за их спинами святыни и беззащитные люди — старики, дети. Именно такой момент изобразил художник Сергей Милорадович на своей картине «Оборона Троице-Сергиевой лавры».
— Так это монастырь в Сергиевом Посаде?
— Да — видите, в проёме стены видны купола Успенского собора.
— Что ж за враг такой напал на обитель?
— Войско Лжедмитрия Второго. В Смутное время он выдавал себя за сына Ивана Грозного и рвался в Москву, чтобы занять трон. К самозванцу примкнули польско-литовские интервенты.
— Смутное время — это ведь семнадцатый век, я правильно помню?
— Да, 1608 год. Когда Лжедмитрию не удалось сходу захватить столицу, он решил блокировать подступы к ней. Одним из таких подступов была дорога, соединяющая Москву с Поволжьем. Именно на ней расположена Троице-Сергиева лавра.
— Так неужели не нашлось настоящих военных, чтобы защитить монастырь?
— Храбрые воины имелись, но организовать отпор врагу было трудно. Время, представленное на картине Сергея Милорадовича, потому и называется Смутным, что власть в России оказалась парализована. Люди стихийно объединялись, и сопротивлялись, как могли. На защиту лавры встала дружина воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ней примкнули крестьяне ближайших сёл. Герои выдерживали осаду в течение пятнадцати месяцев.
— Больше года?? Но почему так долго?
— Силы были неравными. Войско Лжедмитрия по численности в пять раз превосходило отряд защитников.
— В пять раз — это серьёзное преимущество! Кто же победил?
— Вот эти люди, которых мы видим на картине Милорадовича — воины, монахи, крестьяне. Враг не смог их одолеть.
— Но как им это удалось?
— Сохранилось предание, что оккупанты внезапно услышали топот копыт, сочли, что в монастырь пришло мощное подкрепление, и бежали от страха. Хотя в действительности никакой конницы поблизости не было.
— Чудом, значит, победили!
— Чудом. Но оно бы не произошло без самоотверженности, которую проявили защитники, без их горячей соборной молитвы. Насколько высока была цена победы, понимаешь, взглянув на картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Особенно впечатляет подлинник, он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Очень рекомендую его увидеть!
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.