Что лучше передаёт образ человека: живопись или фотография?
Портрет художника Фёдора Васильева написан с фотографической точностью, но, между тем, в этой картине есть и жизнь, и дух, и доброе расположение её автора — Ивана Крамского.

«Портрет художника Ф. А. Васильева», Иван Крамской, 1871 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Владимир Николаевич, добрый день! Рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад взаимно! Особенно в такую минуту, когда хочется поделиться впечатлениями! Вы только взгляните, какой портрет написал Иван Крамской — словно фотография! А между тем, это масляные краски на холсте.
— Да, портрет художника Фёдора Васильева и впрямь похож на старинный снимок. Такое впечатление возникает, потому что картина написана в монохромной технике. Видите, здесь использованы разные оттенки одного и того же цвета — коричневого.
— Интересно, Крамской специально решил отказаться от разнообразия палитры, чтоб добиться сходства с фотоотпечатком?
— Трудно сказать. Это 1871 год. Фотография в то время стремительно развивалась. И звучали суждения, что со временем она полностью заменит живопись в создании портретов. Иван Крамской знал об этом не понаслышке, поскольку четыре года работал ретушёром у фотографа. Вполне возможно, что он решил доказать: кисть художника точнее и глубже воспроизводит образ человека, чем фотографический аппарат.
— И как вы считаете, доказал?
— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Вот что вы можете сказать о Фёдоре Васильеве, который изображён на портрете?
— Что сказать? Щёголь лет двадцати. Костюм-тройка, белоснежная рубашка, под воротником — чёрный бант. На жилете цепочка с украшением. При этом взгляд у молодого человека мягкий, проникновенный, участливый.
— Вы ухватили суть картины, Владимир Николаевич! Именно таким и был Фёдор Васильев. Он производил впечатление яркого франта. Изысканно одевался, в разговоре мог перейти на французский или немецкий, изящно употребить выражение на латыни. Прекрасно играл на фортепиано. Можно было подумать, что Васильев — богатый наследник княжеского рода. А между тем, он был сыном бедного петербургского канцелярского служащего. В пятнадцать лет потерял отца и взял на себя заботу о матери, сестре и двух младших братьях.
— Как же он о них заботился в таком юном возрасте?
— Помогать родителям Федор начал ещё раньше, лет с десяти. Будучи гимназистом, подрабатывал на почте — сортировал и разносил письма. При этом всегда находил время для рисования. В пятнадцать поступил в школу живописи при Академии художеств, работал там помощником реставратора.
— Неужели этого заработка хватало, чтоб и семью содержать, и одеваться франтом?
— Нет, конечно. Деньги у художника появились, когда его талант взял под опеку щедрый меценат, граф Строганов. Вращаясь в кругах своего покровителя, Фёдор быстро освоил языки, игру на фортепиано, светские манеры. Про Васильева говорили, что он обучался всему с невероятной лёгкостью — усваивал новое, как будто вспоминал забытое.
— Не испортила юношу богемная жизнь?
— По сути, его жизнь осталась прежней. Переняв внешний лоск, Фёдор не перестал быть тружеником. Каждую свободную минуту он посвящал творчеству. К двадцати годам достиг высочайшего уровня мастерства. Старшие коллеги, маститые художники, признавали, что у Васильева есть чему поучиться. Илья Репин заметил как-то, что у Фёдора есть особый талант — развиваться в лучшую сторону.
— И Крамской симпатизировал Васильеву, судя по этому портрету.
— О, да! Их связывала настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте в тринадцать лет. Иван Николаевич ценил в молодом художнике не только талантливого мастера с живой, кипучей натурой, но и человека глубоко чувствующего, способного заботиться о близких. И портрет Фёдора Васильева, что представлен в Третьяковской галерее, эти черты отражает.
— Не уверен, что фотография настолько же полно передала бы характер человека! Пожалуй, доказал Иван Крамской — фотоаппарат пасует перед кистью художника!
— Во всяком случае, когда эта кисть в руках одарённого человека, испытывающего добрые чувства к своей модели.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема