— Не расстраивайся, доченька, твоей вины нет в том, что кто-то не хочет учиться!.. Не переживай! Ты замечательный учитель!.. А я говорю — замечательный. Ну ладно, попозже созвонимся! Я на лавочке у подъезда сижу, и тут как раз соседка, Маргарита Константиновна подошла, хочу с ней парой слов перекинуться... Конечно, передам!.. До свиданья, дорогая!
— Добрый день, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! А я вот только что по телефону с дочерью разговаривал, поклон вам от неё!
— Благодарю сердечно! Как дела у Машеньки?
— Да вот, расстраивается. Она же учитель, литературу преподает. И в классе у неё три сорванца совершенно не хотят заниматься! А она себя винит — не могу подход найти, говорит. А как его найдешь, ежели человек сам не тянется к знаниям? Другие у них интересы — игры компьютерные. А раньше-то бывало, голодные-босые в школу рвались. Как на картине, помните, где мальчик стоит у входа в класс — в лаптях, штаны рваные. И с такой надеждой заглядывает внутрь, где другие ребята за партами сидят!
— Вы, наверное, про полотно Николая Богданова-Бельского «У дверей школы» говорите. Сейчас найду в интернете... Оно?
— Да, та самая картина! Вы меня всегда с полуслова понимаете!
— Просто вы хорошо описали работу замечательного художника, прочувствовали его замысел.
— Как не прочувствовать! Я сам деревенский, у родителей нас шестеро было. Чтоб прокормиться, хозяйство держали — корову, кур, поросёнка. Забот невпроворот! Однако же, как ни уставал, а с утра затемно в школу бежал в соседнее село, за пять километров. Прям как этот мальчуган с картины. Разве что штаны у меня добротные были, и все ж таки ботинки на ногах, не лапти.
— Да, в наше время лапти уже отошли в прошлое. А Богданов-Бельский запечатлел конец девятнадцатого века. Картина написана в 1897 году.
— Правда, тогда так бедно жили некоторые? Не преувеличил художник?
— Нет. Картина предельно правдива, ведь она автобиографичная. Это себя живописец изобразил на пороге школы. Совсем маленьким он трудился в деревне пастухом. Днём, пока стадо отдыхало, вырезал из коры фигурки животных, да так искусно, что все удивлялись. О таланте Николая рассказали местному барину, Сергею Рачинскому. Он слыл чудаком. Потомственный дворянин окончил Московский университет, в двадцать четыре года получил степень доктора биологии, вскоре стал членом-корреспондентом Императорской академии наук. А потом вдруг оставил научную карьеру, вернулся в родовое имение и создал школу для крестьянских детей.
— И взял в неё Богданова-Бельского?
— Не только в школу, Сергей Александрович принял пастушка в свою семью. Четыре года Николай жил в доме Рачинских и посещал занятия. В школе система образования была сосредоточена на православии — Богданов-Бельский показал это на своей картине. Видите, рядом с доской и географической картой соседствуют иконы. Дети изучали Закон Божий, учились читать по Псалтыри, а свои знания применяли на богослужениях. Также они занимались арифметикой, ботаникой, рисовали пейзажи. Учитель старался дать крестьянским детям хороший старт во взрослую жизнь.
— У него получалось, судя по тому, каким замечательным художником стал один из учеников!
— И многие другие воспитанники Сергея Рачинского добились успехов. Среди них были инженеры, врачи, священники.
— Настоящий подвиг учитель совершал. И Николай Богданов-Бельский увековечил его в своей картине «У дверей школы». Вы, кстати, не знаете, Маргарита Константиновна, где оригинал хранится?
— В Санкт-Петербурге, в Русском музее.
— О, дочка как раз собралась в каникулы туда школьников повезти на экскурсию. Пусть посмотрят картину «У дверей школы», узнают её историю. Учителя эта работа вдохновит на труд, а ребятам покажет, как образование может изменить жизнь.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.