
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Есть такие выражения в Писании, понимание которых в отрыве от всего текста, ведёт к серьёзным искажениям смысла и грубым богословским ошибкам. В том отрывке из 9 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения, содержится яркий пример подобного случая. Давайте послушаем и попробуем разобраться.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Основная мысль только что прозвучавшего отрывка выражена в его первой строчке: «Бог кого хочет милует, кого хочет ожесточает». Для многих это звучит возмутительно. Неужели человек всего лишь марионетка в руках Всевышнего, Который может делать с ним всё, что Ему заблагорассудиться? А как же Бог милующий, прощающий, как же божественная любовь? Для того, чтобы уловить точный смысл, необходимо обращать внимание на контекст, который её окружает. Павел высказывает мысль о непредсказуемости Божественной воли в ходе своих рассуждений об участи еврейского народа.
По его словам, народ Израиля — это любимое дитя Творца. Господь создал этот народ для особой миссии. Именно в его среде должен был появиться Тот, Кто спасёт весь мир от греха, проклятия и смерти. Для того, чтобы исполнить эту миссию, богоизбранная нация должна была хранить в себе живую веру в Творца. Чтобы оградить эту веру от влияния окружающих язычников, Бог через Моисея дал евреям закон. Но что произошло? Да, евреи в итоге перестали поклоняться идолам и дистанцировались от язычников. Но на определённом этапе они превратили в идола сам закон. У них сформировалось убеждение, что отношения с Богом можно наладить при помощи скрупулёзного соблюдения устава и посредством участия в различных ритуалах. Им казалось, что теперь у них есть железные гарантии того, что они с Творцом на короткой ноге. Они Его просчитали. С духовной жизнью у них всё в порядке. Соблюдая традицию формального благочестия, они идут в правильном направлении. Парадокс. Но эта уверенность достигла своего апогея именно в то время, когда к ним пришёл Христос и они Его распяли. Бог поступил совсем не так, как они ожидали. Он оказался глубже их представлений. Оказывается, что Его нельзя приручить при помощи соблюдения религиозного и гражданского законов. Даже самое дотошное их исполнение не гарантирует святости и близости к Творцу. Он ждёт от человека живой веры. Качества, которое нельзя сымитировать. Рождение которого в нашей душе — тайна, как рождение любви.
Римские христиане, к которым обращается апостол Павел, были людьми, сознание которых, как и сознание евреев, было пропитано юридизмом. А потому всегда был риск рассматривать свои отношения с Богом через эту призму законничества. Объяснять отношения с Ним при помощи категорий права. Поэтому апостол и говорит им: «Не пытайтесь познать Бога, используя такой ограниченный инструмент, как ваши представления о справедливости. В конечном счёте это не работает. Бог глубже справедливости. Его Промысл таинственен. Он ждёт от вас живой веры, а не формального исполнения устава и закона».
Итак, даже такое быстрое рассмотрение контекста фразы показывает, что перед нами не одобрение божественного произвола. Это образное выражение, которое указывает на тайну Промысла. Пути Господни, мотивы Его поступков, скрыты от нас. Его воля подчас непредсказуема, загадочна. И лишь одно мы можем утверждать определённо: только путь живой веры открывает нам нечто о Нём. А именно то, что Бог есть безграничная любовь, Которая желает, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема