
Вэстфилд, тихий провинциальный городок в американском штате Нью-Джерси, в начале ХХ столетия был настолько маленьким, что практически все его жители могли назвать друг друга знакомыми. По крайней мере, семью Апгар в городе знали очень хорошо. Это было дружное семейство — Чарльз, его жена Хелен и трое детей: два сына и младшая дочь, Вирджиния. Жили они бедно, но не унывали. Апгары организовали семейный оркестр, и выступали на городских праздниках. Особенный музыкальный талант был у маленькой Вирджинии. Она играла на скрипке так, словно училась у хороших педагогов. Но, увы — денег на уроки музыки в семье не было. Девочка освоила инструмент самостоятельно. «Вундеркинд!» — восхищённо говорили о ней горожане. Никто не сомневался, что Вирджиния, когда вырастет, станет музыкантом. Но она стала врачом. И создала систему, по которой оценивают состояние новорождённого в самые первые минуты его появления на свет. Эта разработка, известная во всём мире как «шкала Апгар» спасла миллионы маленьких жизней.
Желание лечить людей проснулось у Вирджинии в детстве, когда от чахотки скончался старший брат. Лоуренс угас на глазах, и его смерть глубоко потрясла девочку. Тогда она и решила стать доктором — в этом Вирджиния увидела своё предназначение. Она мечтала поступить в университет на факультет медицины. Но это стоило больших денег, которых у родителей Вирджинии Апгар попросту не было. Поэтому после школы она пошла в колледж — учиться на зоолога. И параллельно начала откладывать деньги на университет. В этом ей помог талант скрипачки. Вирджиния зарабатывала выступлениями. А ещё подрабатывала, где только могла — уборщицей, посудомойкой. Экономила каждый цент. И сумела накопить на мечту. В 1929 году Вирджиния Апгар стала студенткой Колумбийского университета по специальности «терапия и хирургия». На курсе было всего девять женщин. Медицина, в особенности — хирургия, в те годы была мужской профессией. Поэтому после выпуска Вирджиния устроилась работать анестезиологом. В Америке 30-х годов анестезиология как направление медицины была развита очень слабо. Считалось, что обезболивание и введение в наркоз не требуют особых навыков, часто эту работу доверяли медсёстрам. Апгар удалось доказать, что анестезия — сложнейший процесс, и заниматься ею должны исключительно специалисты. Вирджиния разработала первый в США учебник по анестезиологии. И стала профессором Колумбийского университета.
Апгар много лет работала в области акушерской анестезиологии и имела богатый опыт наблюдения за младенцами. Однажды на лекции студенты спросили Вирджинию, можно ли, на её взгляд, сразу определить, насколько жизнеспособен тот или иной новорождённый? И она с ходу назвала пять признаков, по которым безошибочно узнавала, слабенький родился малыш или здоровый. По мнению Вирджинии, важную роль на первой и пятой минуте жизни ребёнка играют цвет кожи, сердечный ритм, мимические реакции, мышечный тонус и дыхание. Ответив таким образом на вопрос студентов, Апгар неожиданно задумалась: а почему бы не привести эти критерии в единую систему. И оценивать показатели по баллам? Она записала идею на первом попавшемся клочке бумаги. Потом перечитала, и удивлённо рассмеялась: оказалось, что если составить вместе заглавные буквы английского названия каждого из пяти критериев, то получается... её фамилия — АПГАР. Свою систему Вирджиния представила в 1953 году на международном конгрессе анестезиологов. Простую и понятную шкалу Апгар медики сразу же взяли на вооружение. Теперь они могли точно узнать, какому младенцу требуется неотложная помощь, а какой малыш — в порядке. С тех пор и по настоящее время во всём мире мамам в роддоме сообщают три главных цифры: рост новорождённого ребёнка, его вес, и состояние по шкале Апгар. Сама Вирджиния за годы своей работы приняла больше семнадцати тысяч родов.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема