Гвидо д’Ареццо, известный как автор обучения певчих, сумел воплотить в музыке свои рационализаторские идеи, которые стали признанными во всем мире. Сегодня трудно представить, что когда-то не существовало нот, которые изобрел именно он.
Монах по имени Гвидо жил в одиннадцатом веке в Италии, где в городе Помпоза проводил уроки музыки в аббатстве святого Бенедикта. Нотного письма тогда не существовало, поэтому на уроки уходили долгие часы. Покинув аббатство после того, как придуманные им способы для исправления ситуации там не поддержали, Гвидо неожиданно нашел влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой и назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Именно там Гвидо придумал ноты.
Что такое «Гвидова рука» и как она связана с дирижерским искусством? И какой международный конкурс назван в честь Гвидо?

Из окон аббатства святого Бенедикта в итальянском городке Помпоза доносилось пение. Там шли занятия музыкой. Урок вёл старший певчий хора — монах по имени Гвидо. Он пропевал строки церковного гимна, одну за другой. Остальные повторяли за ним. Хору нужно было запомнить мелодию со всеми её нюансами. Поэтому Гвидо пел очень терпеливо. Иногда братья ошибались, он поправлял их, и всё приходилось начинать сначала. Так — на слух — заучивали музыку в одиннадцатом веке. Почему? Да потому, что записывать на бумаге мелодию для целого хора в то время ещё не умели. Нотного письма попросту не существовало.
Заучивать музыку подобным образом было сложно. На занятия уходили долгие часы. Гвидо серьёзно переживал по этому поводу. Ведь получалось, что на распевки монахи тратили даже больше времени, чем на молитвы. Ситуацию нужно было исправлять. Сделать так, чтобы каждый сразу понимал, что и как ему нужно петь. Гвидо думал, искал разные способы. Он стал подсказывать хору высоту звуков с помощью движений руки — вверх или вниз, чтобы певцы могли быстро сориентироваться хотя бы в тональности. Однако монахи новшества не поняли. Да ещё и пожаловались аббату. Мол, где это видано, чтобы старший певчий руками, как мельница, размахивал. Аббат с монахами согласился, и наложил на новаторство строжайший запрет.
После этого Гвидо покинул аббатство. И через некоторое время неожиданно нашёл влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой — то есть, певчими. А кроме того, назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Но самое главное — дал Гвидо полную свободу для воплощения его рационализаторских идей в музыке.
И вот на одно из занятий с хором Гвидо принёс лист бумаги. На нём были начерчены горизонтальные полосы. На них и между ними монах нарисовал квадратики. И подписал их буквами: ре, ми, фа, соль, ля. Значки Гвидо назвал нотами.
В таком виде его воспитанники из детского хора и певцы из капеллы удивительно легко схватывали мелодию. Как мы сегодня говорим — читали с листа. Не нужно было больше тратить время на изнурительные спевки с запоминанием на слух. А чтобы ученикам было ещё удобнее, Гвидо довёл до ума придуманную им ещё в аббатстве Помпозы особую систему управления хором с помощью движений руки. Впоследствии эта методика такое название и получила — «Гвидова рука». Эту технику по сей день используют преподаватели музыкальных школ. И именно она легла в основу дирижёрского мастерства.
Способ записи музыкальных произведений, который придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо — то есть, Гвидо из Ареццо, со временем распространился по всему миру. И сегодня сложно даже представить, что когда-то не существовало нот. В честь их изобретателя был назван известный международный конкурс исполнителей хоровой музыки, который ежегодно проходит на его родине, в Италии — «Конкурс хористов имени Гвидо д’ Ареццо».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 102. Богослужебные чтения

Среди псалмов есть те, о которых сложно что-либо сказать: их текст говорит сам за себя, и каждая фраза таких псалмов — это законченный гимн Богу. Сегодня во время великопостного богослужения Устав Православной Церкви предписывает прочитывать один из таких псалмов — 102-й. Давайте его послушаем.
Псалом 102.
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
16 Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
В только что прозвучавшем псалме выражено всё, что нужно знать человеку об отношении Бога к нам.
Псалмопевец начал свою речь с призыва к собственной душе, он призвал её благословить Бога, эту мысль можно перефразировать и сказать, что псалмопевец напомнил самому себе, что всё благо — от Бога, и вне Бога блага попросту не существует. Дальнейший же текст псалма лишь раскрывает эту мысль.
Давайте обратим внимание на основные мысли услышанного нами гимна.
Невозможно пройти мимо утверждения, что Бог прощает нам наши беззакония, и эта мысль непосредственно примыкает к призыву благословить Бога, следовательно, можно сделать вывод, что самое яркое выражение благости Бога состоит в Его прощении наших грехов.
Далее псалмопевец перешёл к мысли о том, что вслед за прощением мы получаем устроение нашей жизни самым наилучшим способом.
Не может не обратить на себя внимания и фраза об отношении Бога к человеческим стремлениям: «Насыщает благами желание твоё» (Пс. 102:5). Однако стоит признать, что Синодальный русский перевод здесь не совсем удачен, и уместнее было бы перевести это место так, как в своё время перевёл его замечательный дореволюционный библеист Павел Александрович Юнгеров: «Исполняющего благие желания твои». Бог действительно исполняет наши благие желания, более того, Он делает их исполнение превосходящим наши самые смелые фантазии, и у любого христианина найдутся яркие примеры правоты слов псалмопевца.
Стоит заметить, что псалом не проходит и мимо печальной участи каждого человека, он напоминает, что наши дни, «как трава; как цвет полевой». Но, упомянув об этом, псалом вовсе не теряет возвышенного, торжественного и оптимистичного настроя, и он снова переходит к милости Божией, которая вовсе не ограничивается временем жизни человека, она простирается дальше — в вечность: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Пс. 102:17–18). Человек — смертен, но Бог не таков, а жизнь человека — в Боге, если мы это осознаём и стремимся к нашему Творцу, то нам уготована блаженная участь, превосходящая участь верных Богу бесплотных сил, упоминанием которых и заканчивается прозвучавший сегодня псалом.
Псалом 102. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 102. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 102. На струнах Псалтири
1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не до конца гневается, и не вовек негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.
15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
«Пакет с пакетами»

Фото: Anna Shvets / Pexels
Собиралась как-то утром на работу, накинула куртку и уже готова была надевать ботинки, как вспомнила, что забыла проверить, выключен ли утюг. Вернулась на кухню, и тут мой взгляд остановился на пакете с пакетами. Такой, наверное, есть в каждом доме. На мгновение я задумалась. А что, если взять парочку пакетов и убрать те бутылки на склоне у моста? Я ведь каждый день прохожу мимо, невольно осуждая каких-то, неизвестных мне людей...
Только двух пакетов не хватило. Рядом с бутылками обнаружились другие. А ещё жестяные банки, коробки и снова бутылки... В общем, я приняла вызов. Уборка занимала всего пять минут в день и длилась на протяжении двух месяцев.
Помню чувство, когда весь склон очистился. На душе было ощущение правильности происходящего. Да и физически ощущалась какая-то бодрость. Ещё бы! Столько поклонов сделать с утра...
Текст Клима Палехи читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе