В России мы настолько привыкли к некоторым моментам церковной жизни, что думаем – точно так же, как и у нас, обстоят дела в иных православных странах. На самом, деле различия между нами и, например, православными греками имеются подчас в самых, казалось бы, простейших вопросах.
И вот вам один из наиболее ярких примеров. Православные греки не носят нательных крестов. Как же так? – спросите вы. Как можно считаться православным христианином и не носить на шее креста – видимого знака принадлежности к Церкви. Оказывается, можно.
В Греции, в отличие от России, так и не сформировалась традиция носить нательный крест. В Русской Церкви нательный крестик надевается на шею человека во время таинства крещения и носится потом всю оставшуюся жизнь. Но если внимательно посмотреть текст чина крещения, там вы не найдете никакого упоминания о том, что на шею крестившегося нужно повесить крест. Это благочестивый обычай, появившийся у нас сразу после Крещения Руси.
Ношение нательного креста стало у нас видимым выражением слов Христа - «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Но была и политическая причина. Язычество на Руси жило еще несколько веков после события Крещения, несмотря на гонения, которые на него устраивала тогдашняя власть. Ношение нательного креста было показателем – принял человек крещение или нет.
В Греции, которая стала христианской страной значительно раньше России, ситуация была несколько иной. Практически все первые христиане в Греции прошли через языческие гонения. Многим из них римские власти выжигали крест на груди в качестве наказания за верность Христу и нежелание признавать императора богом. Потом, когда гонения стали менее суровыми, греческие христиане стали подражать первым мученикам и начали делать себе татуировки на груди в виде крестов. Носить крест на шее они опасались – язычники могли сорвать его и осквернить. Традиция делать крестовую татуировку существовала недолго, и в немного измененном виде сохранилась только у коптов. Эти египетские христиане, которые, правда, в общении с Православными Церквами не состоят, до сих пор делают себе татуировку в виде креста на правой руке.
Греки же, отказавшись от изображения креста на груди, так и не приняли традицию носить крест на шее. Православные греки рассуждают так – во время крещения их, как и всех православных, крестообразно помазывали святым миром. С этого момента они несут на себе духовный крест, печать благодати, видимого подтверждения для него не требуется. Таким образом, наша и греческая традиции друг другу не противоречат и позволяют под разным углом взглянуть на подвиг христианской жизни.
«Благотворительные образовательные проекты для детей». Никита Загускин
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был попечитель благотворительных образовательных онлайн проектов Никита Загускин.
Разговор шел о бесплатных образовательных проектах «ПАЗЛ», «ПАЗЛик» и «КОД», которые дают возможность детям из детских домов и школьникам из малых городов получить профессию в том числе в сфере современных цифровых технологий. Кроме того мы говорили о том, как оброзование формирует будущее ребенка, его ценности и интересы, и как взрослые могут помочь детям видеть и понимать, что такое ответственность, и уметь делать правильный выбор, сталкиваясь с различными сложными нравственными задачами.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Владимир Маковский. «В сельской школе»
— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Шумные соседи. Ольга Шушкова
Год назад я переехала в новый дом. Район тихий и соседи нешумные. Лишь иногда днём кто-то сверлил недолго или едва слышно доносился детский плач. Я радовалась, что все так спокойно тут.
Но недолго продолжалась моя радость. Заселились соседи сверху. Их было трое. Вечером я слышала, как они приходят домой, разговаривают, включают музыку. В ночи все громче слышались смех, горячие споры, выкрики.
Я сама ложусь не рано — часа в два ночи, но они — гораздо позже меня. И так происходило не только в выходные, но и по будням. Сначала я пробовала не обращать внимания. Но как не обращать, когда тебе надо спать, а сверху — такой шум?
Я все больше не высыпалась. И стала читать в домовом чате, кто, как прежде решал подобные проблемы. Один человек писал, что вызывал охрану. Другой — стучал по батарее, пытаясь напомнить буйным соседям, что они в этом доме не одни. Какая-то женщина грозила полицией.
Когда у меня наступила, наверное, двадцатая бессонная ночь, уже была близка к тому, чтобы попробовать все предложенные методы.
Но стоп! Я вспомнила, как сама реагировала, когда мои родные рассказывали о конфликтах с соседями. Как с долей какого-то непонимания думала о своей родственнице, подавшей в суд на мужчину, ругавшегося с ней из-за клочка дачной земли. «Неужели мирно нельзя договориться?» — размышляла я. Советовала вспомнить о том, что худой мир лучше доброй ссоры, своей двоюродной сестре, когда соседская собака им не давала спать. А что же собираешься делать ты в подобной ситуации — спросила себя? Ты, которая не любит конфликты и предлагает всем жить дружно?
И тут мне в голову пришла простая мысль. Кто может разрешить все конфликты, успокоить всех и примирить? Бог. Только Он.
Я обратилась с молитвой ко Господу. Потом, успокоившись, стала пытаться изменить отношение к соседям, пробудить к ним в своей душе теплые чувства. Если раньше раздражалась, то теперь старалась представить их как добрых друзей. Ведь они — такие же люди — размышляла я, — усталые, немощные. Возможно, у них проблемы. Поэтому утешаются ночными посиделками, снимают стресс?
Я стала молиться о них, просить Господа им помочь. Да и мне, конечно. Очень уж не хотелось переживать одну бессонную ночь за другой и продолжать это незримое сопротивление.
На следующий вечер заметила, что соседи сверху ведут себя, как будто, тише. Перед сном еще раз помолилась. И, о чудо, — как только я легла, наступила полная тишина. Сразу же. Прошло полчаса, потом еще полчаса, еще ...
Я все боялась, не начнется ли все-таки очередная вечеринка? Нет. Тихо. И я наконец спокойно уснула.
На следующий день была пятница. Я подумала, что если накануне, в четверг, соседи обошлись без шумного застолья, то вполне могут начать свое ночное веселье накануне выходных. Но этого не случилось. И в субботу не случилось, и в воскресенье. И во все последующие дни.
Нет, соседи никуда не уехали. Я слышала их голоса наверху, но уже явно не такой громкости, как было прежде. Не знаю, как изменилась их жизненная ситуация, но перемена была очень заметна. Тут невольно вспомнишь владыку Василия (Родзянко), который писал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».
Конечно, я от души поблагодарила Господа за это чудо. А еще подумала, что на себе испытала действие духовного закона: как только за что-то хоть немного осудишь другого, сам, непременно, попадешь в похожую ситуацию. И вот тут-то придется на деле исполнить все то, что ты с такой легкостью советовал другим — не раздражаться, жить в мире, всех прощать...
И еще раз убедилась — Господь рядом и поможет в сложной ситуации. Главное — самой хотеть пребывать в мирном духе, принимать, терпеть, прощать других. Ведь все мы на этой Земле — соседи.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение