
Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. О своей религиозности многие сегодня говорят: «В Бога верую — религию не исповедаю». Люди разделяют веру и религию, как нечто внутреннее и внешнее. Но как на самом деле соотносятся вера и религия? Апостол Павел рассуждает об этом в отрывке из 3 и 4 глав послания к Римлянам, который читается сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Современному человеку сложно себе представить атмосферу первых христианских общин. Люди видели и слышали самих апостолов и знали евангельскую историю из первых уст. Казалось бы, эта близость ко Христу и Его ученикам, должна создавать просто идеальную атмосферу для христианской жизни. Однако те, кто были близки по времени жизни ко Христу, были близки не только к Нему, но к первосвященникам Анне и Каиафе, книжникам и фарисеям, которые Его гнали и предали на распятие. И если сегодня ко многим формам религиозной жизни у людей отношение пренебрежительное, то в те времена формы, напротив, имели решающее значение. Через века общины учеников могут показаться монолитными, но на самом деле они такими не были. Некоторые иудеи всё же приняли Христа, так как видели Его чудеса и доверяли рассказам о Его воскресении из мёртвых. Но одно дело верить в Мессию, а другое дело начинать общаться с язычниками, которые не исполняют закон.
Из первых слов чтения кажется, что Павел напрочь отрицает закон, то есть основную форму религиозной жизни иудеев. Всё вероучение, весь храмовый культ, все жертвы, посты, правила общественной жизни так или иначе содержались в законе. Конечно, были народные обычаи и то, что называли преданиями старцев, но всё же закон был основной всего, и точное его исполнение, как считали, делало людей праведниками. Как изнутри такого мироощущения относиться к заявлениям о том, что вера не просто важна, но делает человека праведным помимо закона. Иудеям это казалось абсурдным, но Павел, для понимания своей позиции, предлагает взять более широкий контекст. И как мать объясняет капризному ребёнку, что его братья и сёстры заслуживают не меньшего внимания, чем он, апостол задаёт резонный вопрос: «Неужели Бог есть Бог только иудеев, а не язычников?» И сам отвечает: «Конечно не только иудеев, но и язычников!» Ведь если Он один над всеми, как может быть иначе? И верить в Него могут все, и все могут стать праведными.
По сути, выглядит это так, будто бы апостол отвергает религию и позволяет только верить. На современном языке это звучит так: «Можно думать, что что-то там есть, но в храм ходить не обязательно».
Однако апостол, как бы странно на первый взгляд это ни казалось, говорит, что всё наоборот и, утверждая веру, мы тем самым закон утверждаем, то есть делаем ещё прочнее.
Почему?
Да потому что тот, кто поверил по-настоящему, не просто признал существование «кого-то там, где-то там». Такая позиция верой никак не называется, потому что вера, и здесь апостол неслучайно приводит в пример Авраама, это такое внутреннее ощущение, изнутри которого Бог становится твоей единственной опорой. Что угодно в мире может подвести, но Бог сделает всё как надо, не пытайся всё контролировать и доверяй Господу. И уж если ты поверил, заповеди, которые Он обратил к тебе, покажутся чем-то совершенно естественным, и вопрос о том, что важнее вера или религия, исчезнет сам собой, ведь подлинная вера предполагает выражение в делах, а подлинная религия заключается в том, чтобы наши дела были исполнением воли Божией.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема