Рим., 85 зач., III, 28 - IV, 3.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. О своей религиозности многие сегодня говорят: «В Бога верую — религию не исповедаю». Люди разделяют веру и религию, как нечто внутреннее и внешнее. Но как на самом деле соотносятся вера и религия? Апостол Павел рассуждает об этом в отрывке из 3 и 4 глав послания к Римлянам, который читается сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Глава 4.
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Современному человеку сложно себе представить атмосферу первых христианских общин. Люди видели и слышали самих апостолов и знали евангельскую историю из первых уст. Казалось бы, эта близость ко Христу и Его ученикам, должна создавать просто идеальную атмосферу для христианской жизни. Однако те, кто были близки по времени жизни ко Христу, были близки не только к Нему, но к первосвященникам Анне и Каиафе, книжникам и фарисеям, которые Его гнали и предали на распятие. И если сегодня ко многим формам религиозной жизни у людей отношение пренебрежительное, то в те времена формы, напротив, имели решающее значение. Через века общины учеников могут показаться монолитными, но на самом деле они такими не были. Некоторые иудеи всё же приняли Христа, так как видели Его чудеса и доверяли рассказам о Его воскресении из мёртвых. Но одно дело верить в Мессию, а другое дело начинать общаться с язычниками, которые не исполняют закон.
Из первых слов чтения кажется, что Павел напрочь отрицает закон, то есть основную форму религиозной жизни иудеев. Всё вероучение, весь храмовый культ, все жертвы, посты, правила общественной жизни так или иначе содержались в законе. Конечно, были народные обычаи и то, что называли преданиями старцев, но всё же закон был основной всего, и точное его исполнение, как считали, делало людей праведниками. Как изнутри такого мироощущения относиться к заявлениям о том, что вера не просто важна, но делает человека праведным помимо закона. Иудеям это казалось абсурдным, но Павел, для понимания своей позиции, предлагает взять более широкий контекст. И как мать объясняет капризному ребёнку, что его братья и сёстры заслуживают не меньшего внимания, чем он, апостол задаёт резонный вопрос: «Неужели Бог есть Бог только иудеев, а не язычников?» И сам отвечает: «Конечно не только иудеев, но и язычников!» Ведь если Он один над всеми, как может быть иначе? И верить в Него могут все, и все могут стать праведными.
По сути, выглядит это так, будто бы апостол отвергает религию и позволяет только верить. На современном языке это звучит так: «Можно думать, что что-то там есть, но в храм ходить не обязательно».
Однако апостол, как бы странно на первый взгляд это ни казалось, говорит, что всё наоборот и, утверждая веру, мы тем самым закон утверждаем, то есть делаем ещё прочнее.
Почему?
Да потому что тот, кто поверил по-настоящему, не просто признал существование «кого-то там, где-то там». Такая позиция верой никак не называется, потому что вера, и здесь апостол неслучайно приводит в пример Авраама, это такое внутреннее ощущение, изнутри которого Бог становится твоей единственной опорой. Что угодно в мире может подвести, но Бог сделает всё как надо, не пытайся всё контролировать и доверяй Господу. И уж если ты поверил, заповеди, которые Он обратил к тебе, покажутся чем-то совершенно естественным, и вопрос о том, что важнее вера или религия, исчезнет сам собой, ведь подлинная вера предполагает выражение в делах, а подлинная религия заключается в том, чтобы наши дела были исполнением воли Божией.
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.