
Украинский посёлок Павлыш спал. В темноте светилось лишь одно окошко — кабинет директора школы. Часы на его столе показывали четыре утра. В это время по обыкновению начинался рабочий день Василия Александровича Сухомлинского — народного педагога, детского писателя и публициста. Он создал уникальную новаторскую педагогическую систему, в основе которой лежал духовный подход к воспитанию детей. Академик, доктор педагогических наук, известный во всём мире, практически всю жизнь — более 45 лет — проработал на скромной должности директора Павлышской поселковой средней школы. «Сердце своё отдаю детям» — так назвал Василий Александрович свою знаменитую книгу по педагогике. Эти слова были девизом всей его жизни.
Педагогом Сухомлинский стал в 17 лет. Ему, тогда ещё студенту Полтавского педагогического института, доверили преподавать русский язык и литературу в деревенской школе неподалёку от Кременчуга. Василий окончил институт и женился, когда грянула Великая Отечественная война. В первые же её дни молодой человек добровольцем отправился на фронт. Дома оставалась супруга, которая должна была вот-вот родить. Солдат волновался и каждый день ждал весточки. Но её всё не было... В 1942-м Василий Александрович получил тяжёлое ранение в грудь. Врачи в военном госпитале не смогли удалить пулю целиком. Сухомлинского демобилизовали, при этом не стали скрывать: осколок в любое мгновение может оборвать его жизнь.
Когда Василий Александрович вернулся домой, его сердце действительно едва не разорвалось — от горя. Он узнал, почему жена ему так и не написала. Её вместе с новорождённым сыном зверски убили фашисты. Сухомлинский снова и снова рвался на фронт, однако из-за ранения его категорически не признавали годным к военной службе. Тогда он решил служить людям добротой и открытым сердцем. И стал учителем.
В 1948-м Сухомлинского назначили директором Павлышевской средней школы. В 4 утра загоралось окно его кабинета. Василий Александрович открывал толстую тетрадь, записывал туда свои мысли. А ровно в восемь выходил на порог школы — встречать детей. С каждым из учеников он приветливо здоровался и называл по имени. Ученица Сухомлинского, Зинаида Мезрина, вспоминала, что в трудное послевоенное время Василий Александрович организовал в школе бесплатный буфет и кормил голодных ребятишек. «Ему каким-то чудом удавалось „выбивать“ в сельсовете детскую одежду и обувь: кому — штаны, кому куртку, кому шапку. Василий Александрович одевал ребят, кормил и по-отцовски о нас заботился», — с любовью говорила женщина. «Человека можно воспитать только добром» — таково было жизненное кредо Сухомлинского. Василий Александрович хотел, чтобы его ученики постигали не только академическую, но, прежде всего, духовную науку. Задумывались над ценностью своего бытия, стремились осознать свои отношения с другими людьми и ощутить подлинное счастье — счастье жить в мире среди людей. Сухомлинский часто рассказывал одну историю из своего детства — о том, как перед смертью дед отдал ему свои записи, которые вёл на протяжение всей жизни. Это оказался своеобразный дневник наблюдений — дед записывал, какая на улице погода, откуда дует ветер, как взошло и село солнце, какие цветы раскрылись, какие птицы прилетели.
«Я читал рукопись, как поэму, и перед моими глазами проходили годы, разливались весенние воды и цвели хлеба, шумели грозы и дозревала пшеница. Но самое главное: на всех страницах жил вечный дух человека, влюблённого в красоту, в жизнь, в добро», — вспоминал Сухомлинский.
Этот дух он старался воспитывать и в своих учениках — отдавая им всего себя. Незадолго до своей кончины в 1970 году великий педагог задаст себе вопрос: «Что было главным в моей жизни?» И ответит: «Любовь к детям».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Пещерные храмы. Дивногорье

Есть под Воронежем городок Лиски — небольшой районный центр. А буквально в десяти километрах от него, в западном направлении, на правом берегу реки Дон, находится плато Дивногорье. Имя своё местность получила от слова «дивы». Так называются меловые скалы, или столпы, внутри которых в 17 столетии появился пещерный монастырь. До наших дней дошли два храма — церковь в честь иконы Божьей Матери Сицилийской и храм Рождества пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Первый находится на территории природного музея-заповедника, в так называемых Больших Дивах. Второй — в Малых Дивах, на возвышенности неподалёку от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.
По преданию, начало пещерному монастырю в Дивногорье положили греческие монахи Иоасаф и Ксенофонт. Они были выходцами с острова Сицилия и в 1653-м году, гонимые католиками, бежали оттуда на Русь. С собою монахи привезли чудотворный образ Богородицы, который стал именоваться Сицилийским. В одной из меловых скал монахи вручную выдолбили церковь, где долгое время и находилась чудотворная икона. Со временем к монахам присоединились последователи, и вскоре в Дивногорье появилась довольно большая пещерная обитель — с кельями, хозяйственными постройками и ещё одним храмом — церковью Рождества Иоанна Предтечи.
Сегодня попасть в храмы, выдолбленные в дивах, можно с экскурсией или индивидуально. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери находится в ведении музея-заповедника — расписание и нюансы посещения нужно уточнять там. А вот перед походом в Предтеченскую церковь необходимо получить благословение настоятеля Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Этот пещерный храм был передан Русской Православной Церкви и несколько раз в год там совершаются Богослужения. Интерьеры обоих храмов отреставрированы и весьма схожи: узкие коридоры со сводчатыми нишами особым образом вырублены вокруг алтаря, чтобы монахи могли обходить его крестным ходом. Здесь тишина, полумрак и даже летом прохладно — не больше плюс десяти градусов. Белоснежные стены когда-то были расписаны фресками, однако сырость, к сожалению, привела к их полной утрате. Несмотря на это, в пещерных храмах Дивногорья царит особая молитвенная атмосфера. Сюда не долетает посторонний шум и мысли невольно устремляются к Богу.
Когда выходишь на улицу, глазам приходится снова привыкать к яркому свету, а ушам — к повседневным будничным звукам. Под ногами — белая от мела почва. Высокие меловые столпы-дивы словно провожают тебя внимательным взглядом и кажется, что они тихонько и торжественно поют хвалу Господу.
Все выпуски программы ПроСтранствия