Великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал» — Иван Константинович Айвазовский — представлял на своих картинах море живым существом, способным заворожить любого своими красками.
Иван Константинович родился в Феодосии, покинул родной край в возрасте 16 лет, отправившись учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Объехав ряд стран в Европе, весной 1845 года Айвазовский вернулся в любимый и родной город на постоянное место жительства. Айвазовский безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Именно благодаря ему в городе появились и железная дорога, и фонтан с питьевой водой. В 1893 году император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла.
О чем говорилось в царском послании, сопровождавшем награду?

1962-й год. Разгар Карибского кризиса. Мир на пороге ядерной войны. Президент Соединённых Штатов Америки Джон Кеннеди вызывает советского посла в Белый дом для решительных переговоров. Накануне встречи, обеспокоенная напряжённой ситуацией, супруга президента Кеннеди, Жаклин, решается на любопытный шаг. Она арендует у Вашингтонской галереи искусств два полотна кисти русского художника Ивана Айвазовского: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». В конце 19 века живописец лично подарил эти картины музею во время своего визита в Америку. На них отражены события 1892 года, когда после засухи и неурожая в России начался страшный голод. Тогда простые американские крестьяне организовали сбор гуманитарной помощи и отправили в Российскую Империю несколько кораблей с зерном, мукой и крупами. Жаклин Кеннеди повесила картины Айвазовского в зале переговоров. Она надеялась таким образом ненавязчиво напомнить супругу и советскому послу о дружественном прошлом русского и американского народов. В конце концов державам удалось преодолеть разногласия. Угроза ядерной войны отступила. Жаклин Кеннеди до конца своей жизни была уверена, что русский художник Иван Константинович Айвазовский помог разрешить конфликт.
При жизни великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал», тоже помогал людям. «Стремлюсь принести трудами благодарную дань матушке России», — говорил Айвазовский. Живописец родился в Феодосии. Родной уголок он покинул в 16 лет, когда отправился учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Потом была Европа — Италия, Голландия, Англия, Испания. Художественный мир восхищался талантом русского художника, на картинах которого море представало живым существом и завораживало своими красками. Однако ни жизнь в столице, ни мировая слава не смогли затмить для Айвазовского провинциального очарования Феодосии. Весной 1845 года Иван Константинович перебирается в любимый город на постоянное место жительства. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — сообщал он в письме Павлу Третьякову. В особняке, который художник приобрёл для себя и своей семьи, он открыл публичную картинную галерею. Каждый житель города мог прийти и полюбоваться его картинами. Теперь новые полотна живописца феодосийцы лицезрели первыми — задолго до того, как они попадали на столичные выставки.
Благодаря Ивану Константиновичу в тихом, сонном городке появилась... железная дорога! Она связала город с Джанкоем — населённым пунктом на севере Крыма. Айвазовский отстаивал этот проект в самом Петербурге, понимая, какой мощный толчок для развития Феодосии он даст. Художник вспоминал, как знакомые с удивлением спрашивали, что за охота ему добиваться железной дороги. Ведь она испортит чудный вид на бухту из окон его дома. «Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке. Но те, кто для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь», — отвечал на это Айвазовский.
Из этих побуждений в 1887 году Иван Константинович безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Город, катастрофически страдающий от нехватки воды, получил дополнительные 50 тысяч вёдер в сутки! В центре Феодосии Айвазовский на собственные средства построил фонтан с питьёвой водой. А горожане сочинили в честь художника благодарственную песню, которая стала памятником феодосийского фольклора: «Айвазовский поставил фонтан из мрамора чистого, Айвазовский воду провёл в фонтан из своего источника быстрого. Посмотрите, как вода бежит, послушайте, как струя журчит, выпейте воды, пожалуйста, вспомните Ивана Константиновича».
В 1893 году Император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла. «Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием всемирной известности художественных трудов Ваших», — говорилось в царском послании, сопровождавшем награду.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема