Великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал» — Иван Константинович Айвазовский — представлял на своих картинах море живым существом, способным заворожить любого своими красками.
Иван Константинович родился в Феодосии, покинул родной край в возрасте 16 лет, отправившись учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Объехав ряд стран в Европе, весной 1845 года Айвазовский вернулся в любимый и родной город на постоянное место жительства. Айвазовский безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Именно благодаря ему в городе появились и железная дорога, и фонтан с питьевой водой. В 1893 году император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла.
О чем говорилось в царском послании, сопровождавшем награду?

1962-й год. Разгар Карибского кризиса. Мир на пороге ядерной войны. Президент Соединённых Штатов Америки Джон Кеннеди вызывает советского посла в Белый дом для решительных переговоров. Накануне встречи, обеспокоенная напряжённой ситуацией, супруга президента Кеннеди, Жаклин, решается на любопытный шаг. Она арендует у Вашингтонской галереи искусств два полотна кисти русского художника Ивана Айвазовского: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». В конце 19 века живописец лично подарил эти картины музею во время своего визита в Америку. На них отражены события 1892 года, когда после засухи и неурожая в России начался страшный голод. Тогда простые американские крестьяне организовали сбор гуманитарной помощи и отправили в Российскую Империю несколько кораблей с зерном, мукой и крупами. Жаклин Кеннеди повесила картины Айвазовского в зале переговоров. Она надеялась таким образом ненавязчиво напомнить супругу и советскому послу о дружественном прошлом русского и американского народов. В конце концов державам удалось преодолеть разногласия. Угроза ядерной войны отступила. Жаклин Кеннеди до конца своей жизни была уверена, что русский художник Иван Константинович Айвазовский помог разрешить конфликт.
При жизни великий маринист, автор знаменитого полотна «Девятый вал», тоже помогал людям. «Стремлюсь принести трудами благодарную дань матушке России», — говорил Айвазовский. Живописец родился в Феодосии. Родной уголок он покинул в 16 лет, когда отправился учиться в Санкт-Петербург, в Императорскую академию художеств. Потом была Европа — Италия, Голландия, Англия, Испания. Художественный мир восхищался талантом русского художника, на картинах которого море представало живым существом и завораживало своими красками. Однако ни жизнь в столице, ни мировая слава не смогли затмить для Айвазовского провинциального очарования Феодосии. Весной 1845 года Иван Константинович перебирается в любимый город на постоянное место жительства. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — сообщал он в письме Павлу Третьякову. В особняке, который художник приобрёл для себя и своей семьи, он открыл публичную картинную галерею. Каждый житель города мог прийти и полюбоваться его картинами. Теперь новые полотна живописца феодосийцы лицезрели первыми — задолго до того, как они попадали на столичные выставки.
Благодаря Ивану Константиновичу в тихом, сонном городке появилась... железная дорога! Она связала город с Джанкоем — населённым пунктом на севере Крыма. Айвазовский отстаивал этот проект в самом Петербурге, понимая, какой мощный толчок для развития Феодосии он даст. Художник вспоминал, как знакомые с удивлением спрашивали, что за охота ему добиваться железной дороги. Ведь она испортит чудный вид на бухту из окон его дома. «Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке. Но те, кто для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь», — отвечал на это Айвазовский.
Из этих побуждений в 1887 году Иван Константинович безвозмездно передал в собственность Феодосии часть своего загородного имения Субаш со скважинами. Город, катастрофически страдающий от нехватки воды, получил дополнительные 50 тысяч вёдер в сутки! В центре Феодосии Айвазовский на собственные средства построил фонтан с питьёвой водой. А горожане сочинили в честь художника благодарственную песню, которая стала памятником феодосийского фольклора: «Айвазовский поставил фонтан из мрамора чистого, Айвазовский воду провёл в фонтан из своего источника быстрого. Посмотрите, как вода бежит, послушайте, как струя журчит, выпейте воды, пожалуйста, вспомните Ивана Константиновича».
В 1893 году Император Александр Третий наградил Айвазовского Орденом Белого Орла. «Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием всемирной известности художественных трудов Ваших», — говорилось в царском послании, сопровождавшем награду.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов