Сергей Михайлович Прокудин-Горский — выдающийся русский фотограф и родоначальник отечественной цветной фотографии.
В 1901 году Сергей Михайлович открыл в Санкт-Петербурге небольшую фотостудию. Когда даже чёрно-белые фотографии ещё воспринимались как техническое чудо, Сергей Михайлович часто на досуге в своей «испытательной» искал способы получить цветное изображение. Несколько лет он стажировался в Берлине у учёного Адольфа Мите, благодаря чему смог использовать накопленные наработки. После многократных попыток и стараний Прокудин-Горский достиг успеха: ему удалось изобрести уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Благодаря этому изобретению будущие поколения получили возможность лицезреть красоту России в натуральных красках.
Что говорил о своём интересе жизни Сергей Михайлович Прокудин-Горский?

Один из первых в мире цветных фотоснимков был сделан в России в 1912 году. На нём запечатлена русская святыня — Смоленская икона Божией Матери. Восемь веков подряд она хранилась в Успенском соборе Смоленска, но после фашистской оккупации города в августе 1941 года чудотворная икона бесследно исчезла. Теперь в Успенском соборе хранится более поздний список этой иконы. И только благодаря той самой фотографии 1912 года мы можем и сегодня увидеть первообраз Смоленской иконы Божией Матери. Автор этого снимка — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, выдающийся русский фотограф, родоначальник отечественной цветной фотографии.
«Надлежит торопиться запечатлеть в натуральных красках всё, что есть в России достопримечательного», — пророчески говорил Прокудин-Горский. Пейзажи от Севера до Кавказа, члены царской семьи и простые люди, живущие в разных уголках страны; храмы и крестьянские избы, рабочие цеха, пароходы, поезда, мосты и стройки — Сергей Михайлович запечатлел в цвете целый срез нашей истории. Его фотоработы называли энциклопедией русской жизни. Сегодня, глядя на эти яркие, дышащие жизнью снимки, трудно представить, что они были сделаны более ста лет назад — в эпоху, когда даже чёрно-белые фотографии ещё воспринимались как техническое чудо и представляли собой довольно сложный в техническом плане процесс.
Всё началось с небольшой фотостудии на Большой Подъяческой улице Санкт-Петербурга, которую Прокудин-Горский открыл в 1901 году. В рабочее время он делал привычные чёрно-белые фотопортреты для всех желающих, а на досуге, часто по ночам, в своей лаборатории искал способы получить цветное изображение. За основу он взял разработки немецкого учёного Адольфа Мите, у которого несколько лет стажировался в Берлине. Способ заключался в съёмке объектов через последовательное чередование цветных стёкол. Затем полученные изображения накладывались друг на друга. Однако фотопластины, которые тогда использовались вместо плёнки, не обладали необходимой чувствительностью, поэтому результат получался далёким от совершенства. В своей «испытательной» — так Прокудин-Горский в шутку называл фотолабораторию, — Сергей Михайлович изобрёл уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Кроме того, такая пластина требовала минимальной выдержки — то есть интервала времени, в течение которого формируется световой отпечаток на фотоматериале. Если прежде только на съёмку одной-единственной фотографии требовалось порой от 40 минут до полутора часов, то новшество позволяло делать снимок буквально за считанные секунды.
«Весь интерес моей жизни неразрывно связан с работой», — признавался Сергей Михайлович. В цветной фотографии Прокудин-Горский прежде всего видел возможность запечатлеть красоту России и её дух для будущих поколений, которые, по словам фотографа, в натуральных красках смогут увидеть перед собой соборы и монастыри, драгоценные фрески старинных храмов и всё, что составляет национальную гордость нашего народа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Свято-Пантелеимонов монастырь. Петропавловск-Камчатский

Фото: Piqsels
История Русской православной церкви насчитывает больше десяти столетий. Есть в её летописи и новые главы, начатые с чистого листа в двадцать первом веке. Тому примером — Свято-Пантелеимонов монастырь в Петропавловске-Камчатском. Обитель была основана в двухтысячном году по благословению епископа Игнатия (Пологрудова). Вначале несколько православных подвижников поселились в городском районе Сероглазка в частном доме, чтобы сообща молиться и вести хозяйство. А в 2002 году городские власти передали под будущий монастырь небольшой участок земли на Сопке Связи, над Авачинской бухтой.
Здесь сохранилось самое старое здание города — храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь была построена в 1885 году над братской могилой. В ней похоронены воины, защищавшие Петропавловский порт от французско-английской эскадры в середине девятнадцатого века. В советское время здание храма было переоборудовано в центр радиосвязи. Став частью монастыря, церковь возродилась с именем великомученика и целителя Пантелеимона.
Такое посвящение было выбрано неслучайно. Подвизаясь под началом владыки Игнатия, подвижники несколько лет готовились к принятию монашеского пострига. В 2004 году два послушника принесли иноческие обеты на Афоне, в русской Свято-Пантелеимоновой обители и вернулись на родину с решимостью наладить жизнь общины по образу Святой горы.
Спустя несколько лет на территории обители появилась ещё одна церковь — величественный собор Михаила Архангела. Это храм-памятник, посвящённый морякам, погибшим в плавании. Имена не вернувшихся с моря камчадалов высечены на каменных досках в галереях, расположенных по периметру собора.
Морской собор полюбился жителям Петропавловска-Камчатского. Прежде чем отправиться на промысел, рыбаки молятся в Михайловском храме, сюда же заходят гражданские и военные моряки перед дальним рейсом. А возвращаясь, они благодарят Создателя под сводами этой церкви.
Гости Петропавловска-Камчатского также непременно стремятся побывать в монастырском храме Архистратига Михаила. Собор стоит на вершине сопки, с которой открывается потрясающий вид на город и Авачинскую бухту. Смотришь вдаль — дух захватывает и в сердце рождаются молитвенные слова: «Слава Богу за всё!».
Все выпуски программы ПроСтранствия
14 ноября. О подлинной надежде и радости пастыря
Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?».
О подлинной надежде и радости пастыря — священник Захарий Савельев.
Каждый человек, который обратился в веру, является радостью и для Спасителя, для Бога, является радостью и для апостолов, является радостью и для епископов, священников, миссионеров, тех людей, которые обратили в веру человека. Это очень важный момент, потому что нет, наверное, больше той радости, которую познал священник, когда его духовные чада познали для себя новую ступень духовного развития.
Нет больше той радости у пастыря, когда он видит, что пасомые пошли по верному пути, или даже когда люди, которые проходили мимо, встали на путь истины. Это и есть радость проповедника, радость священника, радость каждого архипастыря и пастыря.
Но самое главное то, что вот это благовестие может выражаться в разных формах. В наше время благовестие может быть и через радио, может быть и через телевидение, через дела, через поступки, через мероприятия, которые организует Церковь. Но самое главное — через живое слово одного христианина к другому. Даже, может быть, не христианину, а человеку, который ещё для себя не определился, кто он.
Но, естественно, большой радостью будет, когда этот человек скажет: «Я тоже православный христианин». Это и есть радость вот этой преемственности и живой веры, которая вдохновляет сердца на правильную жизнь, исцеляет, уврачёвывает недостатки человеческие. Потому что, когда человек становится православным, Бог Сам начинает действовать в его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Петра Ефремова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1830 году родился книголюб и издатель Пётр Ефремов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема







