12 апреля 1961 года — дата, которая хорошо известна во всем мире: именно в этот день человек впервые отправился в космос. Этим человеком стал космонавт Юрий Гагарин, которого лично выбрал для полета Сергей Павлович Королёв, гениальный ученый, руководивший созданием пилотируемого космического корабля «Восток-1».
Будучи еще в возрасте четырех лет, будущий «космический отец», Сергей Павлович уже стремился к звездам. Именно тогда он увидел своими глазами полет одного из первых российских авиаторов — Сергея Уточкина. Позднее, благодаря гению Сергея Павловича, считавшего освоение космоса заслугой всего народа, стало возможным покорение ранее неизведанного.
Какое значение сыграла в жизни и работе Сергея Павловича его встреча с Константином Циолковским? Что говорил о запуске спутника, ставшего делом жизни Сергей Павловича, знаменитый американский писатель-фантаст Рэй Бредбери?
Осенью 1960 года в Институте авиационной и космической медицины собрались 20 кандидатов в космонавты. Стать тем, кто впервые в истории человечества отправится в космическое пространство, предстояло лишь одному из них. Кому? Выбор зависел от невысокого человека в низко надвинутой на глаза шляпе. Он вошёл в кабинет, окинул всех пристальным взглядом карих глаз, сказал: «Здравствуйте, орёлики!». И улыбнулся. Это был Сергей Павлович Королёв — выдающийся учёный, конструктор ракетно-космической техники, основоположник практической космонавтики, человек, благодаря гению и самоотверженности которого оказалось возможно освоение космоса. Под его руководством был сконструирован и выпущен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а потом и космический корабль с космонавтом номер 1 — Юрием Гагариным — на борту.
Королёв стремился к звёздам с детства. Мальчику было четыре года, когда он своими глазами увидел полёт Сергея Уточкина — одного из первых русских авиаторов. «Машина с крылышками полетела, а в ней сидел человек!» — восторженно рассказывал тогда родным будущий конструктор ракет и космических кораблей. А спустя годы, в 1929-м, произошла встреча, которую сам Королёв будет называть одним из самых ярких воспоминаний своей жизни. В Калуге Сергей Павлович посетил Константина Циолковского. «Моя цель — пробиться к звёздам», — заявил ему Королёв. Циолковский улыбнулся и сказал: «Это очень трудное дело. Оно потребует знаний, настойчивости, терпения и, быть может, всей жизни...». Так и вышло. Сергей Павлович всю свою жизнь посвятил тому, чтобы человек смог подняться в космическое пространство.
Сначала был спутник. Первый в мире искусственный спутник Земли. Его создание и запуск стали возможными благодаря упорству и настойчивости Сергея Королёва — правительство долго не соглашалось на эксперимент, но Сергей Павлович умел убеждать. Королёв возглавил группу учёных и инженеров, сконструировавших под его руководством уникальную ракету-носитель и сам летательный аппарат. И вот, 4 октября 1957 года спутник поднялся на орбиту с военного полигона Тюра-Там — будущего космодрома «Байконур». Коллеги ликовали и качали Королёва. А вся планета, затаив дыхание, слушала на радиоволнах сигнал спутника. Первый шаг в космос был сделан. Американский писатель-фантаст Рэй Бредбери так отозвался об этом событии: «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал... Тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества».
Космическая эра началась. И Сергей Павлович Королёв стал одним из её отцов. Коллеги так его и называли: «Космический отец». После успешного запуска спутника Королёв приступил к созданию пилотируемого космического корабля «Восток-1». Главный конструктор уделял внимание каждой мелочи. Однажды коллеги обнаружили его в кресле пилота. Королёв заявил, что просидел в нём полчаса и нашёл очень неудобным. По его указаниям инженеры изменили конфигурацию сиденья, сделав его максимально комфортным. Именно Королёв выбрал Юрия Гагарина для первого полёта в космос. Ночь перед запуском корабля взволнованный Сергей Павлович без сна провёл на стартовой площадке. 12 апреля 1961 года «Восток-1» с Гагариным на борту вышел на орбиту. Всё время полёта Королёв был на связи с первым космонавтом. Поддерживал его, шутил. Когда Гагарин приземлился, его имя было на устах у всего мира. А вот о Сергее Павловиче, без которого этот полёт вряд ли состоялся бы, публично не говорили. Личность главного конструктора была строго засекречена, и мировой славы ему тогда не досталось. Да он её и не желал. «То, чего мы добились в освоении космоса — это заслуга не отдельных людей, а всего народа», — говорил Королёв.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема