Спаситель Отечества — Михаил Илларионович Кутузов — невероятно талантливый полководец, которого Наполеон называл «старым северным лисом».
В августе 1812 года, когда война с французами была в разгаре и русская армия несла серьезные потери, император Александр Первый назначил Кутузова главнокомандующим. Кутузов сдал Москву, но именно этот маневр, вызвавший поначалу у многих недоумение и неодобрение, в конце концов обеспечил победу России над Францией. Военная стратегия Кутузова была полна хитростей и противоречий, однако именно благодаря гениальным тактическим маневрам он добился того, что наполеоновская армия с позором покинула и первопрестольную столицу, и Россию.
Как Александр Васильевич Суворов характеризовал Михаила Илларионовича Кутузова?

Шла Отечественная война 1812 года. 13 сентября в подмосковной деревне Фили, в простой крестьянской избе собрались генералы отступавшей русской армии. Решалась судьба Москвы. Большинство военачальников с воодушевлением говорили о том, что у стен первопрестольной нужно непременно дать бой наступавшим французам. Спорили, шумели. Лишь один человек — крупный, седоволосый, в старом мундире — молчаливо сидел на скамье в углу. В разгар очередного спора человек поднялся, и все вокруг смолкли. «Москву надобно сдать без боя. Всю ответственность за сие решение возлагаю на себя», — твёрдо сказал он. Это был главнокомандующий русской армии, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Именно этот манёвр, вызвавший поначалу у многих недоумение и неодобрение, в конце концов обеспечил победу России над Францией в Отечественной войне 1812 года. Спаситель Отечества — так стали звать Кутузова в народе после разгрома наполеоновской армии. Восхищаясь гением полководца, Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, усыпляя Наполеона и выжидая роковой минуты». Военная стратегия Кутузова, действительно, на первый взгляд казалась многим парадоксальной. В решающие, казалось бы, моменты вместо того, чтобы биться до последней капли крови, он вдруг предпочитал отступить — как это было, например, в Бородинской битве и позже, под Москвой. Однако своей дальновидностью, проницательностью и мудростью Михаил Илларионович умело обращал отступления и поражения в блистательные победы. Военная хитрость, искусное умение вводить противника в заблуждение и способность действовать скрытно от врага были коньком прославленного полководца. Недаром Наполеон прозвал Кутузова старым северным лисом.
Необыкновенный талант стратега в будущем фельдмаршале заметил и по достоинству оценил сам Суворов. В декабре 1790 года под командованием генералиссимуса Михаил Илларионович, тогда ещё — генерал-майор, принимал участие в штурме турецкой крепости Измаил. Именно после этой знаменательной битвы Суворов метко охарактеризовал Кутузова, сказав о нём: «Умён, хитёр. Никто его не обманет». В августе 1812 года, когда война с французами была в разгаре и русская армия несла серьёзные потери, император Александр Первый назначил Кутузова главнокомандующим. На столь высокое назначение Михаил Илларионович отреагировал своеобразно. «Победить Наполеона не берусь, перехитрить — попробую», — заявил он.
Однако не только на хитрость полагался Кутузов в своём служении Отечеству. Многие из тех, кто близко знал фельдмаршала, утверждали, что он умеет прислушаться к Богу, понять Его произволение. Кстати, этот факт отразил в своём романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. В 4-м томе классик пишет о Кутузове: «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение...». Кутузов сдал Москву. Но после этого гениальными тактическими манёврами добился того, что наполеоновская армия с позором покинула и первопрестольную столицу, и Россию. А русская армия, избежав ненужного кровопролития, сохранила боеспособность и смогла освободить Европу от тирании Наполеона.
Любопытную мысль о Кутузове высказал военный хирург Жан Массо. Раненный в голову в битве под Очаковом, Михаил Илларионович проходил у него лечение в 1788 году. Это было уже второе ранение Кутузова. Первое он получил четырнадцатью годами ранее, под Алуштой, в ходе Русско-Турецкой войны — и тоже в голову. Пуля прошла навылет, через глаз. Зная об этом, Массо полагал, что Кутузов назначен к чему-нибудь великому, поскольку остался жив после двух ран, смертельных по всем законам медицинской науки того времени. Время и события показали, что хирург не ошибся. И до сегодняшнего дня, вот уже более двух веков, слава Кутузова неразрывно соединена со славою России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











