Актёр театра и кино, народный артист СССР, Евгений Павлович Леонов, посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить людям улыбки и свет. Удивительную историю о нём рассказал однажды Георгий Данелия. В 1969 году у себя на родине, в Тбилиси, режиссёр снимал картину «Не горюй!». В это время его родственник попал в больницу. Улучив момент в перерыве между съёмками, Данелия отправился его навестить. С собою за компанию он взял Евгения Леонова, который исполнял в фильме небольшую роль. Когда больные увидели любимого актёра у себя в палате, они в один миг позабыли о своих недугах. Смотрели на артиста и улыбались. И он отвечал им своей доброй, трогательной улыбкой, общался, шутил. Зашёл врач. Увидел такую картину, и попросил Евгения Павловича... заглянуть в реанимацию: «Там очень тяжёлые пациенты, пусть и они на вас посмотрят!». Едва Леонов переступил порог реанимационного отделения, как на лицах людей, ещё недавно находившихся на волосок от смерти, расцвели улыбки. А врач взмолился: «Товарищ Леонов, давайте обойдём всех больных! Вы лучше любой терапии на них действуете!».
В одном из писем к своему сыну Андрею Евгений Павлович заметил, что артист призван служить народу своим искусством и талантом. Вся жизнь Леонова была таким служением. Он не просто играл. Через своих персонажей он старался говорить со зрителями о важных вещах — доброте, любви, милосердии. Во время работы над фильмом «Старший сын» по пьесе Вампилова, актёр размышлял над тем, как ему воплотить своего персонажа — Андрея Григорьевича Сарафанова, отца, который поверил в то, что совершенно незнакомый ему человек — это его сын. «Утверждают — наивный человек Сарафанов. А мне кажется, не в наивности дело. А в чистоте его представлений. Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“ духом над собой, то есть поняли бы, что Сарафанов не жалок, а напротив — могуч в своем умении всех любить», — писал Леонов.
Артист и сам любил людей — порой до самозабвения. Его образ трогательного добряка настолько располагал к себе зрителей, что они считали Евгения Леонова «своим парнем» — добрым, отзывчивым человеком, к которому можно обраться в трудную минуту. Впрочем, таким он и был. Евгению Павловичу пачками приходили письма с просьбами, порой от совершенно незнакомых людей. Кому-то требовались дефицитные лекарства, у кого-то были проблемы с жильём. И он помогал. «Леонов-хлопотун» — звали его коллеги.
Зрители интуитивно и безошибочно чувствовали тепло его души. Народная любовь к артисту была безграничной. Евгений Павлович вспоминал, как на Черёмушкинском рынке, куда по выходным он ходил за покупками, продавцы неизменно узнавали его и норовили отдать продукты бесплатно. Любили Леонова и режиссёры. Самые именитые наперебой приглашали его в свои картины: Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Евгений Павлович работал на износ, потому что знал — люди ждут его ролей. Однажды в постановке «Дни Турбиных» вышел на сцену с воспалением лёгких — температура была под сорок. Но сорвать спектакль, разочаровать зрителей Леонов не мог. В 1988 году, на гастролях в Гамбурге, у Евгения Павловича случился обширный инфаркт. 28 дней актёр пролежал в коме. Люди слали ему телеграммы со словами поддержки, молились за любимого артиста. И он вернулся к ним: спустя всего четыре месяца после выздоровления Леонов вновь играл на сцене. Ведь он знал, что очень нужен людям. Евгений Павлович говорил: «Человек проявляет участие к другому человеку, потому что проникается к нему сочувствием. Это так естественно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Масло масляное, или Лишние слова
Необычным словом «плеоназм» называется вполне распространенное явление в нашей речи. Это сочетание слов с одинаковым значением.
В переводе с греческого «плеоназм» — это «излишество». Первая премьера, главная суть, креативное творчество, самый оптимальный... казалось бы, звучит привычно... Однако неправильно. Слово «премьера» уже означает «первый», а «креативный» в переводе с английского — «творческий».
Выражение «самый оптимальный» в последнее время встречается всё чаще и является неграмотным с точки зрения русского языка. Слово «оптимальный» образовано от «оптимум», что означает «наилучший». Перед нами уже превосходная степень, поэтому «самый наилучший» — это как раз то самое излишество, избыточность. Следует говорить просто «оптимальный».
В разговорной речи, конечно, не получится постоянно отслеживать лишние слова, но вот в письменном общении вполне возможно контролировать их употребление.
Однако немного другие правила действуют в художественном тексте. Здесь так называемые лишние слова бывают очень кстати, могут придавать образу яркость и меткость. Вот строки Фёдора Ивановича Тютчева:
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Казалось бы, «окружены» и «со всех сторон» — это излишество? А на самом деле стилистический приём.
Часто плеоназм встречается в фольклоре: «отправился в путь-дорогу», «на море-окияне», «тоска-кручина». Это явление придаёт сказу колорит и самобытность.
В Библии плеоназм используется как яркий выразительный приём. Так, в Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит о тех, кто не готов принять Слово: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите».
То есть речевая избыточность — это не плохо, просто нужно понимать, зачем и когда её использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Котёнок»
— Может, Барсик?
— Тузик!
— Нет, Тузик — это собачка. Нет!
— Или... Граф!
— А если это девочка?
— На птичьем рынке нам было определённо заявлено, что это кот.
— Дайте, я посмотрю. Крупная морда, окрас, уши...
— Ну конечно, окрас! Это же Тиграша! Самый настоящий Тиграша!
В большом, дружном семействе Егоровых появился котёнок. Серый, полосатый и пушистый. Его купили на птичьем рынке в подарок детям — Маше и Саше. Сообща выбрали имя. И стал Тиграша — так назвали хвостатого малыша — всеобщим любимцем. Брат с сестрой души в нём не чаяли. И хотя по ночам котик устраивал шумные игры — сбрасывал на пол вещи, качался на шторах и даже разбил ценную вазу, маленькому шалуну всё прощалось. По утрам бабушка наливала Тиграше в блюдце свежее молоко. Котёнок завтракал и садился на подоконник — наблюдать за птицами. И однажды сам не заметил, как оказался на краю открытой форточки. Не удержался и упал, и прямиком на брезентовый кузов автомобиля. А тот вдруг тронулся и поехал, увозя Тиграшу в неизвестном направлении...
Такая драма разыгралась в картине под названием «Котёнок», фрагмент из которой прозвучал в самом начале программы. Фильм снят в 1996 году. На дворе «лихие 90-е» — эпоха «малиновых пиджаков» и своеобразных псевдоморальных ценностей в духе «кто сильнее, тот и прав». И вот в это жестокое время, на экраны вдруг выходит тёплый и светлый фильм о том, что добро всегда рядом. «Котёнок» стал кинодебютом Ивана Попова — его дипломная работа. Иван Попов был тогда выпускником Высших курсов сценаристов и режиссёров. Кстати, ещё одной приметой того времени стало массовое закрытие кинотеатров. Поэтому ленту увидели, наверное, очень немногие. А её непременно стоит посмотреть!
«Всё в картине сделано так, чтобы пробуждать добрые чувства; и они пробуждаются» — писал о фильме Ивана Попова «Котёнок» журнал «Искусство кино» в 1997-м году. Это настоящее семейное кино. В центре фильма — сплочённая семья. Потерю пушистого любимца папа, мама, бабушка и дети переживают вместе. Вместе пытаются найти пропавшего Тиграшу — бегают по окрестным дворам, расклеивают объявления. Кинокритики сравнивали художественную интонацию фильма с атмосферой классического литературного произведения для семейного чтения, где родители и дети любят друг друга, помогают во всём, поддерживают, а добро побеждает зло. Кстати, роли брата и сестры, Саши и Маши, в фильме исполнили дети режиссёра.
Героями картины Ивана Попова стали не только люди, но и, конечно же, кошки. Усатых-полосатых — всех мастей и повадок — на экране мы увидим множество! В фильме приняли участие подопечные известного циркового дрессировщика кошек Андрея Кузнецова. И сам он сыграл одну из главных драматических ролей — трогательного и доброго дворника Федю, к которому однажды попадает заблудившийся и замёрзший Тиграша. Между тем, времени с момента его пропажи прошло уже немало. Дети тосковали по питомцу, и родители, чтобы утешить их, даже собирались подарить им нового кота, но Саша и Маша не теряли надежды. И хотя им было очень грустно, поддерживали друг друга.
— Один кот вернулся даже с Северного полюса. Там вообще полярная ночь, она полгода длится, только северное сияние. Он всё шёл, и шёл, наверно, тысячи километров прошёл. Потом всё-таки-вернулся, несмотря на все опасности, он всё-таки нашёл свой дом. Потому что они чувствуют свой дом, даже если далеко идти.
— Ну, всё-таки Тиграшка ещё маленький...
— Ну и что. Он умный. Такие случаи бывали. Об этом и в книжках писали.
— Это что такое? Ну-ка, спать, быстро!
Вернётся ли всё-таки Тиграша домой? Прежде чем узнать это, зрителям предстоит пережить вместе с котёнком немало опасных приключений. И даже вступить в схватку с «новыми русскими бизнесменами» из 90-х, а попросту — бандитами. Впрочем, как выяснится, добрых людей в мире всё-таки больше... И именно об этом — замечательный семейный фильм режиссёра Ивана Попова «Котёнок».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Научить состраданию. Наталья Разувакина
Глядя на современных городских детей, я часто задумываюсь, насколько же сложно их вырастить в вере. А ведь именно этого ждёт Господь от нас, православных родителей. Апостол Павел сказал, что жена может спастись через чадородие. Он имел в виду, прежде всего, Еву. Но слова его касаются, конечно, каждой женщины. И важно понимать, что естественный процесс деторождения не является спасительным для женщины сам по себе. Ведь апостол продолжил фразу: «спасётся...если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Да, у такой матери гораздо больше шансов вырастить истинных христиан, чем у любой другой, пусть даже и многодетной. Ведь у воспитания два крыла: любовь и собственный пример.
Но как научить любви детей? Особенно сейчас, когда так легко их избаловать — даже незаметно для себя? Игрушки, разнообразная и вкусная еда, развивающие центры с лучшими педагогами — ну какой родитель, имея возможности, станет отказывать в этом ребёнку? А дитя, меж тем, запросто начинает воспринимать заботу о себе как должное и растёт банальным эгоистом.
И всё-таки, я думаю, научить любви можно. Если очень стараться, Господь поможет.
Вот решили вы завести домашнего питомца на радость детям. Можно, конечно, купить красивейшего котёнка у заводчиков. А можно найти в интернете объявление о несчастном котишке с улицы, которого нужно подлечить и откормить. Радости он вам принесёт не меньше, но попутно сердце вашего сына или дочки сделает мягче — через заботу о живом существе. Через тревогу за его самочувствие.
Попутно? Это ведь, на самом деле, главное. И награду малыш получит в виде ощущения, что животное — спасено и счастливо! Котёнка из питомника всё равно кто-то купит. А вот этот беспородный найдёныш — был бы он жив сейчас, если бы вы вместе с сыном или дочкой не возили его к ветеринару на уколы, не промывали бы глазки, не кормили бы? Причём ребёнок не играет в это время в доктора, а действительно переживает за питомца!
Пример простейший. Но именно так — через сострадание — можем мы учить наших детей любви. Христианской, а значит — жертвенной. Я проверила это на практике. Помню, сын-первоклассник отказался от посещения аквапарка только потому, что котёнка нужно было кормить по часам. А об аквапарке он, кстати, мечтал, и в тот день шёл весь класс, но в сопровождении родителей, и наш Пушистик остался бы дома один на полдня.
Конечно, цыплят по осени считают, а моя родительская осень ещё не наступила, но каждая верующая женщина хочет привести своих детей ко Христу — добрыми, умеющими любить.
Я не исключение.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение