Евгений Павлович Леонов — актёр, которого в свои картины приглашали самые именитые режиссёры: Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Леонов работал на износ, потому что знал — люди ждут его ролей.
Через своих персонажей Евгений Леонов старался говорить со зрителями о важных вещах — доброте, любви, милосердии, умел вдохновлять людей, ободрять и вселять в них радость одним своим взглядом и улыбкой. «Леонов-хлопотун» — звали его коллеги, поскольку он был добрым, отзывчивым человеком, к которому можно было обратиться в трудную минуту и не быть оставленным без участия.
Как охарактеризовал Евгений Павлович призвание артиста в одном из писем к сыну Андрею?
Актёр театра и кино, народный артист СССР, Евгений Павлович Леонов, посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить людям улыбки и свет. Удивительную историю о нём рассказал однажды Георгий Данелия. В 1969 году у себя на родине, в Тбилиси, режиссёр снимал картину «Не горюй!». В это время его родственник попал в больницу. Улучив момент в перерыве между съёмками, Данелия отправился его навестить. С собою за компанию он взял Евгения Леонова, который исполнял в фильме небольшую роль. Когда больные увидели любимого актёра у себя в палате, они в один миг позабыли о своих недугах. Смотрели на артиста и улыбались. И он отвечал им своей доброй, трогательной улыбкой, общался, шутил. Зашёл врач. Увидел такую картину, и попросил Евгения Павловича... заглянуть в реанимацию: «Там очень тяжёлые пациенты, пусть и они на вас посмотрят!». Едва Леонов переступил порог реанимационного отделения, как на лицах людей, ещё недавно находившихся на волосок от смерти, расцвели улыбки. А врач взмолился: «Товарищ Леонов, давайте обойдём всех больных! Вы лучше любой терапии на них действуете!».
В одном из писем к своему сыну Андрею Евгений Павлович заметил, что артист призван служить народу своим искусством и талантом. Вся жизнь Леонова была таким служением. Он не просто играл. Через своих персонажей он старался говорить со зрителями о важных вещах — доброте, любви, милосердии. Во время работы над фильмом «Старший сын» по пьесе Вампилова, актёр размышлял над тем, как ему воплотить своего персонажа — Андрея Григорьевича Сарафанова, отца, который поверил в то, что совершенно незнакомый ему человек — это его сын. «Утверждают — наивный человек Сарафанов. А мне кажется, не в наивности дело. А в чистоте его представлений. Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“ духом над собой, то есть поняли бы, что Сарафанов не жалок, а напротив — могуч в своем умении всех любить», — писал Леонов.
Артист и сам любил людей — порой до самозабвения. Его образ трогательного добряка настолько располагал к себе зрителей, что они считали Евгения Леонова «своим парнем» — добрым, отзывчивым человеком, к которому можно обраться в трудную минуту. Впрочем, таким он и был. Евгению Павловичу пачками приходили письма с просьбами, порой от совершенно незнакомых людей. Кому-то требовались дефицитные лекарства, у кого-то были проблемы с жильём. И он помогал. «Леонов-хлопотун» — звали его коллеги.
Зрители интуитивно и безошибочно чувствовали тепло его души. Народная любовь к артисту была безграничной. Евгений Павлович вспоминал, как на Черёмушкинском рынке, куда по выходным он ходил за покупками, продавцы неизменно узнавали его и норовили отдать продукты бесплатно. Любили Леонова и режиссёры. Самые именитые наперебой приглашали его в свои картины: Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Георгий Данелия, Леонид Гайдай. Евгений Павлович работал на износ, потому что знал — люди ждут его ролей. Однажды в постановке «Дни Турбиных» вышел на сцену с воспалением лёгких — температура была под сорок. Но сорвать спектакль, разочаровать зрителей Леонов не мог. В 1988 году, на гастролях в Гамбурге, у Евгения Павловича случился обширный инфаркт. 28 дней актёр пролежал в коме. Люди слали ему телеграммы со словами поддержки, молились за любимого артиста. И он вернулся к ним: спустя всего четыре месяца после выздоровления Леонов вновь играл на сцене. Ведь он знал, что очень нужен людям. Евгений Павлович говорил: «Человек проявляет участие к другому человеку, потому что проникается к нему сочувствием. Это так естественно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Во что я верю на самом деле. Янни Ролански
Бывают такие периоды в жизни, когда тонешь в суете и когда трудности, которые встречаются на пути, кажутся такими большими, что хочется куда-нибудь спрятаться. На меня как-то под конец года много всего навалилось. «Я не могу это решить», «Я с этим не справлюсь» — звучало в голове. Но стоя в воскресенье на службе я опомнилась, пришла в себя, так сказать.
В этом мне помогла молитва «Символ веры». Она начинается со слов: «Верую во Единаго Бога Отца...» Как только я это произнесла, поняла, что в последнее время как будто бы моя жизнь, мои чувства и решения расходились с тем, во что я верю. Потому, что если я верю, что Господь — мой Отец, то я доверяю Ему и не паникую. Если переложить эту ситуацию на детско-родительские отношения, то ребёнок обращается к родителям за помощью, когда возникают сложности. И он знает, что ему помогут, его поддержат.
Конечно, это происходит только при условии, что отношения в семье доверительные. И ребёнок понимает, что его любят, принимают и не желают ему зла. Иисус пытаясь объяснить Отцовскую заботу Бога о нас, приводит как раз аналогию с земными родителями. Об этом говорится в седьмой главе Евангелия от Матфея:
«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»
Здесь Господь раскрывается перед нами как любящий Отец, который желает нам блага, и который не будет исполнять все наши желания без разбора. Он знает в чём мы имеем нужду, что нам пойдёт на пользу. А дальше уже вопрос нашего доверия. И здесь важно время от времени отвечать на вопрос: «А в какого Бога я верю? В Бога отца, который позаботиться и даст то, что для меня лучше, а также не допустит испытаний сверх моих сил, или я верю в то, что я — сирота, о которой некому позаботиться, и мне всё надо решить своими силами. Это — великая благодать, что у нас есть Символ Веры, ведь так важно переосмысливать то, во что мы верим.
Тогда, на службе, моё состояние поменялось. Я сказала: «Господи, Ты действительно — мой Отец, и я хочу пережить Твое принятие и Твою заботу. Я верю, что Ты заботишься обо мне. И если мне что-то не под силу, то это под силу Тебе».
Когда я вышла из храма, трудности никуда не делись, но появилось понимание того, что я — любимая дочка, и я знаю во что я верю на самом деле. Ведь у меня есть любящий Отец, который всегда рядом.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
«Жизнь, ты прекрасна»
Как волшебны утренние белые лоскутки облаков в голубом прозрачном небе осенним ясным утром после молитвы. Выходишь из часовни, окидываешь долгим взглядом этот чудесный утренний мир, пронизываешь его любовью и теряешься. Эти осенние жёлтые ковры, багряные листочки последние, последние! Изумрудная трава с поблёскивающей изморосью, взметнувшиеся стаи птиц и тотчас рассеивающиеся. Жизнь идёт осторожной поступью, едва касаясь земли, оставляя после себя островки раненных любовью сердец. Сердец, тянущихся ввысь. И потом уже летит, словно птица над землей, охватывая размахом крыл голубые бескрайние просторы, исчезающие где-то там вдали в седой дымке. Простор, полёт, утренняя прозрачность и ясность. Задержи дыхание, останься, замри, жизнь, ты прекрасна!
Все выпуски программы Утро в прозе
«Утренняя почта»
Едва проснувшись, Людмила обычно просматривает электронную почту. За утренним кофе — непременно. Это, как она привыкла считать, даёт хороший рабочий настрой на предстоящие часы. Пишут ей, в основном, по делам, приходит корреспонденция из дальних регионов, с которыми разница во времени — несколько часов, и рабочий день частенько начинается со смет, планов и отчётов уже ранним утром, с той самой почты.
Вот и на этот раз она села за стол, придвинула к себе чашку, но вместо смартфона вдруг взяла маленький томик в твёрдой обложке — накануне вечером приходила взрослая дочь, оставила: «Мама, тебе понравится!» Название вполне оптимистичное: «Жить — не тужить!»
«Мне тужить-то и некогда!» — усмехнулась Людмила, но всё же наугад раскрыла книгу. И зачиталась. Собранные здесь поучения святого Амвросия Оптинского внезапно увлекли бухгалтершу куда сильнее столбцов цифр, словно переключили душу на иной режим существования... Да и давно ли думала она о своей душе? О том, чем питает её, о своих истинных желаниях и стремлениях? О душе — и о Боге, которому, оказывается, есть дело до неё, забывающей себя во имя работы.
Людмила отложила книгу и задумалась. Всматривалась в лицо святого Амвросия на обложке. Перевела взгляд на маленькую икону, что стоит на полочке — лик Спасителя. Впервые за много дней ощутила себя не человеком-функцией, но человеком перед Богом. И просто человеком. А на душе стало тепло-тепло!
Перекрестилась — неожиданно для себя самой. И произнесла: «Спасибо, Господи... за утреннюю почту!»
Все выпуски программы Утро в прозе