Врач с золотыми руками и ангельской душой — Зоя Сергеевна Миронова — в буквальном смысле возвращала людей в большой спорт после серьезных травм. Ушла Зоя Сергеевна на пенсию, когда ей исполнилось девяносто лет.
Зоя Сергеевна стала чемпионкой СССР по конькобежному спорту в 1933-м и 34-м годах. Спустя два года она завершила спортивную карьеру и поступила в Первый московский государственный медицинский институт по специализации «хирургия». Сопровождая в качестве медсестры участников многодневной велогонки и оказывая помощь получившим травмы, Зоя Сергеевна впервые задумалась о необходимости особого подхода к спортивным травмам. Впоследствии Зоя Миронова стала первым советским спортивным травматологом. Именно благодаря ей наши рекордсмены поднимались на самые высокие ступени пьедестала.
Как относились к Зое Сергеевне ее пациенты и что она сама говорила о своей профессии?

Зою Сергеевну Миронову советские и российские спортсмены звали второй мамой. Хирург, ортопед, основательница отечественной спортивной травматологии, она действительно дарила им новую жизнь — возвращала в большой спорт после серьёзных травм. Своему призванию врача Зоя Миронова оставалась верна до последнего дня. На пенсию она ушла, когда ей исполнилось девяносто. Но даже на заслуженном отдыхе продолжала консультировать молодых докторов — своих многочисленных учеников. И они, и пациенты Зои Сергеевны, в один голос называли Миронову врачом с золотыми руками и ангельской душой.
Её с детства увлекали спорт и медицина. Зоя с увлечением читала книги о выдающихся врачах. И любила кататься на коньках. Когда ей исполнилось 16, она начала серьёзно заниматься конькобежным спортом. Дважды — в 1933-м и 34-м годах — стала чемпионкой Советского Союза. Спустя два года завершила спортивную карьеру и поступила в Первый московский государственный медицинский институт по специализации «хирургия». На 4-м курсе Зою в качестве медсестры направили на многодневную велогонку по маршруту Москва-Харьков-Киев-Минск-Москва. Велосипедисты, которым ей довелось оказывать помощь, переживали больше не из-за самих травм, а из-за того, что им приходилось насовсем сходить с трассы. Именно тогда Зое впервые пришла в голову мысль о том, что к спортивным травмам нужен особый подход. Ведь спортсменам необходимо не просто вылечиться и восстановиться, но и как можно скорее вернуться к физическим нагрузкам. Это была поистине новаторская по тем временам идея. Ведь спортивной травматологии как отдельного направления медицины, в СССР тогда ещё не существовало.
В 1940-м Зоя устроилась работать в Яузскую больницу. А спустя год началась Великая Отечественная война. Больница стала эвакуационным госпиталем. Поток раненых с фронта не прекращался. Операции шли круглосуточно. Зоя Сергеевна впоследствии говорила, что с готовностью отдавала все свои физические и душевные силы, лишь бы поставить раненых на ноги. И они были признательны за это молодому хирургу. Один из пациентов-фронтовиков на протяжении многих лет в благодарность присылал Зое Сергеевне к праздникам посылки со свежими яблоками. Без устали работая в госпитале, Зоя успевала писать диссертацию. Великую Победу она встретила доктором медицинских наук.
А в 1951-м году как медик вошла в состав Олимпийского комитета СССР. Страна тогда готовилась впервые принять участие в главных международных соревнованиях. Опыт у Мироновой был поистине уникальным: блестящий хирург, учёный, к тому же — бывшая спортсменка, чемпионка. Зоя Миронова стала первым советским спортивным травматологом. Ещё несколько лет назад травмы легко могли поставить крест на карьере спортсменов. Теперь же, благодаря удивительному дару Зои Сергеевны, наши рекордсмены поднимались на самые высокие ступени пьедестала. Так, например, в 1968 году знаменитый хоккеист Александр Якушев серьёзно повредил колено. Зоя Сергеевна виртуозно его прооперировала, и уже через несколько месяцев Якушев в составе команды «Спартак» стал победителем Чемпионата СССР по хоккею. А в 1960-м, буквально накануне Олимпиады в Риме, Зоя Сергеевна сделала сложную операцию гимнастке Софье Муратовой. Спортсменка завоевала олимпийское золото. Медаль девушка принесла Мироновой со словами: «Зоя Сергеевна, она — ваша!»
Пациенты вспоминали, что Зоя Миронова была не только потрясающим хирургом, но и добрейшим человеком. Всегда поддерживала, успокаивала, ободряла. Зоя Сергеевна считала, что врач должен прежде всего сострадать больному. Себя она называла счастливым человеком. Потому что хотела быть врачом и стала им.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема