Знаменитый русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель — Владимир Галактионович Короленко — автор книги «Голодный год», получил большую известность благодаря защите тех, с кем несправедливо обошлись.
В 1891 году, во время проживания в Нижнем Новгороде, Владимиру Галактионовичу довелось помогать нуждающимся — он организовал Благотворительный комитет в поддержку голодающих. За несколько месяцев в Нижегородской губернии, при поддержке редакций столичных журналов и обеспеченных друзей, Короленко открыл 50 столовых.
Каких жизненных принципов придерживался Владимир Галактионович и что он видел в милосердии?

1918 год. В бывшей Российской Империи шла Гражданская война. Царил голод, разруха и бандитизм. В приземистом каменном доме на улице Мало-Садовой города Полтава все давно спали. Стояла тишина, лишь убаюкивающе тикали настенные часы. Вдруг скрипнула половица. Потом ещё одна. От звуков проснулся хозяин и стал тревожно прислушиваться. В доме явно находился кто-то чужой. Вдруг из темноты вынырнул силуэт. Судя по тени на стене, в руках у него был револьвер. Пожилой хозяин в одно мгновение с резвостью мальчишки вскочил с кровати. Ему было, что защищать: в шкафу лежал чемодан с деньгами — двумя миллионами рублей. Мужчина двинулся на грабителя. Однако был безоружен, и вор, смеясь, направил револьвер прямо на него. Раздался выстрел. Каким-то чудом пуля прошла мимо и ударила в дверной косяк. А хозяин вместо того, чтобы отступить, ещё решительнее пошёл на незваного ночного гостя. Грабитель словно прочитал что-то в его глазах, блестевших в темноте. Неожиданно метнулся к открытому окну, выскочил и скрылся в ночной тьме. Хозяин дома вытер пот со лба, шумно выдохнул и зажёг свет. Это был Владимир Галактионович Короленко — знаменитый русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель.
Два миллиона в чемодане принадлежали не ему. Это были пожертвования для Лиги спасения детей — благотворительной организации, которую учредил Короленко. Её участники во главе с самим Владимиром Галактионовичем помогали вывозить голодающих детей и подростков в более благополучные и сытые регионы страны, где у них была возможность прокормиться. Там их временно устраивали в приюты или семьи. Лига снабжала детей одеждой, организовывала для них детские сады, ясли и школы. Ради этого Короленко не испугался рискнуть жизнью, бросаясь безоружным на грабителя.
Короленко всегда чутко отзывался на беды народа. И не только своими произведениями, но, прежде всего, делами. Когда-то, ещё до революции, в 1891 году, ему уже доводилось помогать голодающим. Владимир Галактионович жил тогда в Нижнем Новгороде. В тот год в центральной России и Поволжье случился страшный неурожай. Прежде всего, его последствия ударили по крестьянам. В деревнях и сёлах люди ходили по улицам, качаясь от голода. Умирали дети. Короленко, имея связи в Петербурге и Москве, организовал Благотворительный комитет в поддержку голодающих. За несколько месяцев в Нижегородской губернии при поддержке редакций столичных журналов и обеспеченных друзей, Короленко открыл 50 столовых. Эти события Владимир Галактионович правдиво описал в своей книге «Голодный год».
Большую известность Короленко получил как общественный деятель и защитник тех, с кем обошлись несправедливо. Народ тянулся к писателю за правдой. «Целый день у меня толчея́. Плачут, просят заступиться», — писал Короленко. Однажды, это было уже в Полтаве, в 1919-м году — к нему за помощью обратились прихожане и монахини разгромленного Крестовоздвиженского монастыря. Рассказали, что в обитель ворвались чекисты. Под предлогом поиска оружия для белогвардейцев, выломали двери келий и забрали всё, что смогли унести. Владимир Галактионович отправился к большевистскому руководству города защищать монахинь. Он не боялся проблем. К тому же кровавые бандитские методы большевиков были ему откровенно чужды. Впрочем, не поддерживал писатель и монархию, за что ещё в студенческие годы побывал в сибирской ссылке. У Короленко была своя политика: при любом режиме оставаться человеком и делать добро людям. Только милосердие способно стать лучом света в хаосе, и высветить то, что несомненно, непререкаемо, вечно — говорил Владимир Галактионович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема