Знаменитый русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель — Владимир Галактионович Короленко — автор книги «Голодный год», получил большую известность благодаря защите тех, с кем несправедливо обошлись.
В 1891 году, во время проживания в Нижнем Новгороде, Владимиру Галактионовичу довелось помогать нуждающимся — он организовал Благотворительный комитет в поддержку голодающих. За несколько месяцев в Нижегородской губернии, при поддержке редакций столичных журналов и обеспеченных друзей, Короленко открыл 50 столовых.
Каких жизненных принципов придерживался Владимир Галактионович и что он видел в милосердии?
1918 год. В бывшей Российской Империи шла Гражданская война. Царил голод, разруха и бандитизм. В приземистом каменном доме на улице Мало-Садовой города Полтава все давно спали. Стояла тишина, лишь убаюкивающе тикали настенные часы. Вдруг скрипнула половица. Потом ещё одна. От звуков проснулся хозяин и стал тревожно прислушиваться. В доме явно находился кто-то чужой. Вдруг из темноты вынырнул силуэт. Судя по тени на стене, в руках у него был револьвер. Пожилой хозяин в одно мгновение с резвостью мальчишки вскочил с кровати. Ему было, что защищать: в шкафу лежал чемодан с деньгами — двумя миллионами рублей. Мужчина двинулся на грабителя. Однако был безоружен, и вор, смеясь, направил револьвер прямо на него. Раздался выстрел. Каким-то чудом пуля прошла мимо и ударила в дверной косяк. А хозяин вместо того, чтобы отступить, ещё решительнее пошёл на незваного ночного гостя. Грабитель словно прочитал что-то в его глазах, блестевших в темноте. Неожиданно метнулся к открытому окну, выскочил и скрылся в ночной тьме. Хозяин дома вытер пот со лба, шумно выдохнул и зажёг свет. Это был Владимир Галактионович Короленко — знаменитый русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель.
Два миллиона в чемодане принадлежали не ему. Это были пожертвования для Лиги спасения детей — благотворительной организации, которую учредил Короленко. Её участники во главе с самим Владимиром Галактионовичем помогали вывозить голодающих детей и подростков в более благополучные и сытые регионы страны, где у них была возможность прокормиться. Там их временно устраивали в приюты или семьи. Лига снабжала детей одеждой, организовывала для них детские сады, ясли и школы. Ради этого Короленко не испугался рискнуть жизнью, бросаясь безоружным на грабителя.
Короленко всегда чутко отзывался на беды народа. И не только своими произведениями, но, прежде всего, делами. Когда-то, ещё до революции, в 1891 году, ему уже доводилось помогать голодающим. Владимир Галактионович жил тогда в Нижнем Новгороде. В тот год в центральной России и Поволжье случился страшный неурожай. Прежде всего, его последствия ударили по крестьянам. В деревнях и сёлах люди ходили по улицам, качаясь от голода. Умирали дети. Короленко, имея связи в Петербурге и Москве, организовал Благотворительный комитет в поддержку голодающих. За несколько месяцев в Нижегородской губернии при поддержке редакций столичных журналов и обеспеченных друзей, Короленко открыл 50 столовых. Эти события Владимир Галактионович правдиво описал в своей книге «Голодный год».
Большую известность Короленко получил как общественный деятель и защитник тех, с кем обошлись несправедливо. Народ тянулся к писателю за правдой. «Целый день у меня толчея́. Плачут, просят заступиться», — писал Короленко. Однажды, это было уже в Полтаве, в 1919-м году — к нему за помощью обратились прихожане и монахини разгромленного Крестовоздвиженского монастыря. Рассказали, что в обитель ворвались чекисты. Под предлогом поиска оружия для белогвардейцев, выломали двери келий и забрали всё, что смогли унести. Владимир Галактионович отправился к большевистскому руководству города защищать монахинь. Он не боялся проблем. К тому же кровавые бандитские методы большевиков были ему откровенно чужды. Впрочем, не поддерживал писатель и монархию, за что ещё в студенческие годы побывал в сибирской ссылке. У Короленко была своя политика: при любом режиме оставаться человеком и делать добро людям. Только милосердие способно стать лучом света в хаосе, и высветить то, что несомненно, непререкаемо, вечно — говорил Владимир Галактионович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема