
Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Иногда на человека обрушиваются несчастья, задумываясь над которыми он понимает, что поступи по-другому в прошлом, и всё у него было бы хорошо. Но должен ли страх перед будущим влиять на то, как мы поступаем сегодня? В отрывке из 21 главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах, с апостолом Павлом произошло нечто похожее. Давайте его послушаем.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
Сегодняшнее чтение довольно необычное. Традиционно мы слышим, как апостол совершает или говорит нечто значимое, что может оказаться для нас примером. Он поступает по заповеди и учит нас действовать смело и быть верными своему призванию. Однако сегодня большую часть чтения апостол не делает и не говорит ничего. В самом начале мы слышим рассказ о том, как он с тремя мужьями вошёл в храм для совершения необходимых ритуалов очищения. Сам апостол, как мы знаем из его богословия, не считал, что человеку, крестившемуся во Христа Иисуса, необходимо ещё какое-то очищение. В то же время местные христиане рассказали ему о слухах, которые распространяли о нём иудеи. Его обвиняли в том, что он выступает против Моисея, закона, храма, то есть против основ иудейской веры и жизни. Чтобы снять с себя эти обвинения, Павел должен был прийти в храм и продемонстрировать уважение к иудейским традициям, что он, собственно, и сделал. Но даже увидев его в храме, исполняющим ритуал очищения, ассийские иудеи схватили его и стали повторять слухи, которые слышали о нём. Нападающие чуть не убили Павла, и его спасло только вмешательство римского начальника, который захотел разобраться в том, что происходит.
Итак, что же делал Павел, когда его схватили? Ничего особенного. Он просто действовал так, как должен был действовать. Пришёл храм, совершал определённые ритуалы, и не делал ничего плохого или недостойного. Однако люди, которые решили, что он их враг, схватили его по надуманным обвинениям и чуть не убили. Кому-то что-то показалось, кто-то неправильно его понял... Да и нужен ли повод тем, кто, как говорится, заряжен на агрессию. Но вот вопрос: мог ли Павел этого избежать? Нет, не мог. Не мог в том смысле, что невозможно показаться всем правым, невозможно никого не смутить, невозможно избежать ложных обвинений, если они кому-то понадобились, невозможно сделать так, чтобы никому ничего не казалось... Мы не можем изменить реакции людей на наши действия, не можем предугадать то, как будут поняты наши слова... Единственное, что нам остаётся: делать то, что мы по совести считаем правильным. Можно всё время беспокоиться о том, как мы будем поняты, как люди увидят наши действия, что они о нас подумают. Но сравнивать себя надо не с тем, что кому-то может показаться, а с тем, что ты знаешь и ощущаешь как правду, с тем, что должно быть. И если по совести мы правы и не желаем сделать ничего плохого, мы будем действовать, надеясь на Бога, Который в итоге всё управит самым лучшим образом.
Псалом 10. На струнах Псалтири
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей:
«улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного; а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 Ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
Два урожая

Фото: Alexander Löwe / Unsplash
Жили в одной деревне по соседству два крестьянина — Ван Дань и Чжан Сань, у них и поля были рядом. Посеяли они весной на своих полях пшеницу. Скоро появились дружные и сильные всходы. Поля лежали, как бархатные ковры изумрудного цвета, радуя глаз.
Однажды пришли оба соседа посмотреть на будущий урожай. Взглянул Ван Дань на своё поле, увидел, что пшеница у него растёт пышная, обильная, и очень обрадовался. Он быстро вернулся домой и стал хвалиться жене и соседям:
— Лучше моей пшеницы ни у кого в округе нет! Вот увидите, какой осенью я соберу урожай!
Чжан Сань тоже полюбовался всходами на своём поле, а потом стал внимательно присматриваться к своим посевам. Увидел он, что не только одна пшеница проросла — рядом поднимались и сорняки, которые хотели заглушить молодые побеги. Чжан Сань принялся вырывать сорняки и выбрасывать их со своего поля.
С того дня Чжан Сань через каждые два-три дня приходил на поле и очищал его от сорняков. А Ван Дань ни разу больше на своём поле не появлялся, сколько не звал его сосед.
«Если моя пшеница взошла лучше, чем у него, значит, и урожай у меня будет больше, чем у других», — думал он.
Чжан Сань так старательно ухаживал за своим полем, что вскоре на нём остался только один-единственный сорняк. Он укрылся в пшенице и боялся высовываться.
Вечером, когда хозяин поля ушёл домой, сорняк поднял голову и осторожно огляделся по сторонам. Он увидел, что вокруг него растут только крупные пшеничные колосья, зато соседнее поле сплошь заросло сорняками.
— Не повезло мне родиться в этом месте. Каждый день хозяин поля приходит и вырывает моих сородичей из земли. Похоже, завтра и мне придёт конец. Что же мне делать?
Его вздохи услышали сорняки на соседнем поле.
— Эй, ты что там причитаешь? — окликнули они его. — Может быть, мы тебе поможем?
— Тише! Тише! — зашептал сорняк с поля Чжан Саня. — Если мой хозяин услышит, тогда мне несдобровать. Сами лучше посмотрите...
Сорняки поля Ван Даня повернули свои головы в сторону поля Чжан Саня. Там не было сорной травы, а на чистой, взрыхлённой земле буйно росла пшеница. Она уже колосилась, и за ней трудно было разглядеть того, кто подавал голос.
И все сорняки с поля Ван Даня хором закричали:
— Тебе уже не помочь! Но своих детей ты ещё можешь спасти. Перебрасывай свои семена на наше поле, только здесь они могут вырасти...
Осенью Ван Дань запряг в телегу волов и пошёл собирать урожай. Но, увидев своё поле, он застыл от ужаса: на его земле сплошной стеной росли только сорняки, и все они уже успели посеять семена на будущий год.
А Чжан Сань собрал такой богатый урожай пшеницы, что хватило и с соседом поделиться.
А тому наука: не хвались успехом, пока не довёл дело до конца. Да и потом не надо.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
31 августа. О преображении Савла из Тарса

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть его слова: «Я... недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию».
О преображении Савла из Тарса — протоиерей Владимир Быстрый.
Савл из Тарса был ревностным, яростным гонителем первой Церкви, но однажды на пути в Дамаск произошло немыслимое: ему явился воскресший Христос. Свет Христов ослепил его физически, но открыл духовные очи, и гонитель Савл стал апостолом Павлом. И это прошлое навсегда определило его глубочайшее смирение. Он не забывал, кем был.
С горечью и искренностью он пишет: «Я наименьший из апостолов, и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию». Он даже называет себя «наименьшим из всех святых», понимая, что его призвание — это чистейший дар божественной милости.
Но посмотрите на плоды его покаяния. Этот наименьший стал величайшим, величайшим миссионером, апостолом язычников. Его неутомимые труды, основанные им Церкви от Иерусалима до дальних земель, его вдохновенные послания — всё это свидетельство не его заслуг, а действующей в нём благодати Божией. «Благодать Его во мне не была тщетна», — говорил апостол Павел.
Его история — это вечный свет надежды. Нет такого прошлого, которое не может преодолеть благодать Божия. Сила Господа совершается именно в нашей немощи и недостоинстве, когда мы, как Павел, всецело вручаем себя Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема