
Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У Церкви есть некоторые инструменты, которые позволяют сделать очень многое, в том числе и явное чудо. Один из таких инструментов — совместная молитва, она способна в прямом смысле творить чудеса. Об одном таком чуде можно услышать в 12-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой сегодня читается в православных храмах.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Династия Иродов, управлявшая Израилем две тысячи лет назад, не была еврейской династией, а потому эти люди ради укрепления своей власти эпизодически пытались предпринимать действия, которые мы сегодня назвали бы популистскими. К примеру, Ирод Великий осуществил масштабную реконструкцию Иерусалимского Храма, а его внук Ирод Агриппа I ради угождения иудеям сначала убил апостола Иакова, а потом на волне одобрения этого убийства заключил под стражу апостола Петра с очевидным намерением и его предать казни.
Иерусалимские христиане прекрасно понимали, к чему идёт дело, но у них не было никакого силового или же административного ресурса, чтобы воспрепятствовать планам Ирода Агриппы. У них была только вера во Христа и молитва. Этим они и воспользовались: «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нём Богу» (Деян. 12:5).
У святителя Иоанна Златоуста есть совершенно замечательные слова об этой молитве иерусалимских христиан: «Эта молитва — знак любви. Все молились об отце, кротком отце. [...] Они не возмущались, не производили смут, но обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой поборнице. Не говорили: я не велик и напрасно стал бы молиться о нём; они делали по любви и потому ничего такого не помышляли».
Святитель Иоанн очень проницательно подметил, что зачастую мы полагаем, будто бы наша молитва слаба и незначительна, что она не доходит до Бога, а потому и не имеем в ней усердия, но если есть любовь и понимание того, что нет никакого иного средства, то для таких мыслей не остаётся ни времени, ни места. В таком случае молитва изливается как совершенно естественное и вместе с этим единственно необходимое действие. Многовековой опыт Церкви свидетельствует, что такая молитва способна на очень многое, и потому ни в коем случае не стоит ей пренебрегать, в ней стоит искать опору и надежду, невзирая на те сомнения, которые вселяет в нас наша в высшей степени рациональная эпоха.
Деяния святых апостолов

Деян., 36 зач., XV, 5-34.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякому человеку свойственно считать свои привычки и взгляды на жизнь нормальными. В ситуации проповеди это часто приводит к тому, что человек церковный, рассказывая о христианской жизни людям неверующим, говорит им о своём собственном понимании как о единственно нормальном, указывая на требования, к которым он привык, как на единственно верные. Но правилен ли такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Любой человек, взявшийся изучать историю Церкви и церковного благочестия, сможет увидеть, что формы этого самого благочестия, при общей нравственной основе, были очень разнообразны. Многие из вопросов, связанные с формами христианской жизни, очень ярко обсуждались тем же апостолом Павлом в переписке с общинами, которые были им основаны. И если мы почитаем внимательно, мы увидим, что он довольно требователен к своим ученикам в нравственном отношении, в то время как строгость форм благочестия предлагает соотносить с условиями жизни конкретного человека и мерой его веры. При этом важно помнить, что, с одной стороны, подобный подход был выстрадан апостолом и стал результатом искреннего стремления привлечь к христианству как можно больше людей. С другой же стороны, его взгляды были одобрены на апостольском соборе, о чём мы как раз и слышим в сегодняшнем чтении.
Из текста книги Деяний апостольских хорошо видно, что некоторые фарисеи, даже приняв Иисуса из Назарета в качестве Мессии, внутренне настолько оставались формалистами, что готовы были пренебречь проповедью язычникам вовсе, если это касалось смягчения дисциплины. Для апостола Павла и его соработников, видевших искреннюю веру бывших язычников и понимавших их немощь, такое отношение было чем-то совершенно возмутительным.
В свою очередь подход, который звучит в решениях Апостольского собора, можно было бы назвать поистине пастырским и неформальным, в конце концов, апостолы прекрасно помнили слова своего Учителя: «суббота для человека, а не человек для субботы». Их решения были снисходительными, потому что ими двигала любовь к людям и желание спасения всем. Очевидно при этом, что они не позволили язычникам совсем пренебречь правилами, но и не свели всё к фарисейскому формализму. Конечно, первое, что заметно, — это практически полное устранение ритуальной или дисциплинарной части требований. Из нравственных норм новичкам оставлен запрет на идоложертвенное, то есть на всё, что может быть связано с изменой Богу, а также запрет на блуд, то есть всякого рода развращённость. Во всём же остальном бывшие язычники оказались призваны, во-первых, ориентироваться на собственное нравственное чувство и не делать другим того, чего не хотят себе, и, во-вторых, на Священное Писание, которое они смогут слушать, собираясь на совместную молитву.
Как в древности, так и сегодня, беседуя с людьми нецерковными, мы можем объяснять суть церковной жизни совершенно по-разному. Но если мы хотим быть продолжателями дела апостолов, нам стоит быть продолжателями их вдумчивого и поистине любящего отношения ко всем, ведь только такое отношение и может стать по-настоящему плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриаршество святителя Тихона Московского». Священник Сергий Иванов

У нас в студии был научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов.
Разговор шел о периоде патриаршества святителя Тихона Беллавина, о многочисленных вызовах переломного времени, с которыми ему пришлось столкнуться, и о том, как складывались его взаимоотношения с новой советской властью.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона. (эфир 19.05.2025)
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке. (эфир 20.05.2025)
Третья беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена истории избрания Патриарха Тихона. (21.05.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«От предпринимателя до священника». Протоиерей Георгий Завершинский

Гостем рубрики «Вера и дело» был благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, член союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Мы говорили с нашим гостем о его пути от предпринимательства к священническому служению, а также о том, как различается отношение к экономике в протестантской и православной христианских традициях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер