
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Глянула я тут внутрь себя, и очень опечалилась. Всё я не довольна жизнью, всё ропщу — и это мне не так, и то не эдак. Работу никак не сделаю, здоровье гроблю суетой... И дом мой стал мне грустен, и сама себе разонравилась. А каждое утро просыпаюсь в тревоге, в недовольстве собой и жизнью. Главное, вроде себя же виню. Да только толку мало.
Внимательно оглядела я все свои чувства: ах, нехорошо... Столько во мне гордыни, честолюбия, упрямства, самости.... От этого и невзгоды. Тут так горько мне стало от грехов моих, так беспросветно — что заплакала я. Заплакала горькими слезами.
И вот тогда, плача, ощутила нежданно и лёгкость, и примирение. Примирение с самой же собой. В том плаче моём случилось принятие собственной слабости. Отплакалась... Полегчало мне.
Задумалась: а что особенное было в тех слезах?
И поняла, что было в них то, чего так не хватает теперь в душе — было в слезах моих смирение. А ведь его во мне, поистине — капли. Ровно столько, сколько слёз. Совсем мало, в том-то и беда.
Вот тут вспомнились детские мои плачи. Те моменты, когда так искренне, так безутешно расплачешься, маленькая, от своих детских горестей, так ото всей души... Безутешно? И да и нет. Потому как слёзы те — утешительные. Поплачешь, потом, уже успокаиваясь, повсхлипываешь — реже, реже... Глядишь, уже утешилась. И дальше пошла жить.
Было в тех слезах — примирение. Детское, искреннее примирение с жизнью. Соединение с ней, да, через эти самые смиренные слёзы.
И задумалась я вдруг: а когда я плакать перестала?
В юности, ещё, порой, всплакнёшь. А потом? Вот потом... Настала у меня эпоха силы, преодоления. Не стало слёз — только решимость, упорство, борьба. Конечно, жизнь взрослая, она такая, она воспитывает жёстко. Мужество настало. Сухое, бесслёзное мужество. А хорошо ли это?
Так вот, выходит, что не совсем хорошо. Больно много во мне этой мужественности выросло. А может, её и не нужно столько мне, женщине?
Может, вообще, любому человеку не нужно быть всегда и только — героем?
Ведь мой героизм, моя самость — они и привели меня к гордыне. А в конце концов — к горькому унынию от невозможности сделать всё, как я считаю верным.
Видимо, во всём человеку мера нужна. И в силе тоже. Стоит сохранять внутри себя доверие к Божьей Воле. Бог же нам во благо не только радости посылает, но и испытания. Нет, я не призываю опустить руки, плыть по течению. Нужны мужество, нужны и действия.
Только сберечь бы внутри прекрасный завет: «Делай, что должно, а уж Бог управит». И хочется мне возродить в себе вот эту возможность: когда управится всё непросто, управится так, что трудно мне будет — пусть будут у меня в душевном запасе смиренные слёзы. Говорящие без слов: «Господи, трудно мне, слаба я. Но смиряюсь пред непостижимой волею твоей. И плачу».
Не только сила нам нужна в жизни. Нужен, как глоток воды, глоток смирения. Нужны нам, людям, светлые слёзы. Ничего, что мы взрослые.
Для Бога-то каждый из нас — дитя. И стоит сохранить в себе это непосредственное детское свойство — расплакаться. А потом утешиться. Дай мне Бог светлых слёз, пожалуйста.
Сказала эту просьбу внутри себя — и улыбнулась. Легко стало у меня на душе.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 83. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы знаем пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше» и все мы знаем, что где бы человек ни бывал, для него важно иметь собственный угол, в котором он может внутренне успокоиться. Но с каким чувством мы призваны бывать в доме Божием? Кто мы в нём? Чужие? Гости? Родные дети? Ответы на эти вопросы звучат в 83-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 83.
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце моё и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоём: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Помню, как однажды я слышал такой диалог матери и её сына-подростка:
— Мама, а на что будет похож рай? Что мы там будем делать?
— Как что, молиться, конечно! Вечно предстоять Богу!
— Мама, если я с трудом выстаиваю службу, что со мной будет, если я попаду в рай.
Надо признать, что ребёнок был явно растерян. Из уважения к родителям раз в неделю в день, когда его одноклассники высыпались, он просыпался рано утром и шёл на литургию. Стоял, пытался слушать, понимать, боролся со сном и с чувством исполненного долга шёл домой, отдыхать перед учебной неделей. Хотел бы он стоять на службе вечно? Вряд ли он был бы готов искренне даже сам для себя ответить на этот вопрос, так как стеснялся собственного несоответствия идеалам, которые нарисовала его мама. Размышляя над этим диалогом, я вспоминаю о том, что люди действительно переживают в храме самые разные эмоции. Одни приходят на общую молитву и радуются встрече, другие любят прийти и постоять в тишине, собираясь с мыслями и стремясь внутренне успокоиться, третьи не могут спокойно стоять, потому что их душат слёзы.
В псалме, который был сейчас прочитан, мы слышим восторг паломника, который счастлив быть в доме Господнем. Он так внутренне томился, он так искал встречи... он ощущает, что здесь его истинный дом, в который он стремится, как птица стремится к своему гнезду. В храме он видит место истинного успокоения его сердца. Человек, переживающий такие эмоции, явно неформально подходит участию в богослужении, он буквально живёт этой встречей.
Почему человек чувствует себя спокойно дома? Потому что он чувствует себя в безопасности, он буквально доверяет стенам, которые его окружают... Здесь для него не страшны враждебные взгляды. По крайней мере ему так кажется. Но если разобраться, многие из нас и дома не чувствуют себя спокойно. Мы всё время в погоне за какими-то целями, мы переживаем за свой статус, за что-то испытываем вину, к чему-то стремимся, с кем-то соперничаем... Так что, если говорить всерьёз, и дома мы не можем успокоиться до конца. Потому что подлинное спокойствие связано не только со стенами, которые нас окружают.
Что же чувствовал паломник времён псалмопевца, приходя в иерусалимский храм? Он чувствовал, что день в доме Господнем лучше тысячи дней в шатрах нечестия. Ощущал в храме присутствие Того, Кто может не просто защитить, но исцелить его душу, Кто способен даровать ему подлинный покой в непорочности сердца. Сегодня мы читаем этот текст через призму евангельского благовестия. Мы знаем, что опыт рая или Царства Небесного, не ограничен местом или только стенами, но связан с опытом нашего пребывания в Духе и истине. Это, конечно, никакое не выстаивание и не вычитывание, как могло показаться подростку, о котором мы говорили вначале. Это опыт любви, опыт радостной встречи и бесконечного общения человека с Тем, Кто наполнил его жизнь — смыслом, совесть — покоем и сердце — радостью.
Псалом 83. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 83. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 83. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора.
На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема