
Апостолы
Деян., 7 зач., III, 1-8.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Наш век имеет, среди прочего, одну неприятную черту. Многие из нас привыкли мерить людей и вещи деньгами. И очень жаль — ведь далеко не всё поддаётся в этой жизни валютной оценке. Во всяком случае, благодать Божию уж точно купить и продать нельзя. О том, в частности, и говорит нам отрывок из третьей главы книги Деяний святых апостолов, что звучит в православных храмах сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Сегодняшнее чтение рассказывает нам, пожалуй, о первом чуде исцеления, совершённом апостолами после Вознесения Иисуса Христа на Небо. Пётр и Иоанн, направляясь на молитву в Иерусалимский храм, повстречали на пути калеку, сидевшего у Золотых или Красных (то есть Прекрасных) ворот святилища. Место это, надо сказать, было хлебным. В том смысле, что сюда стекалось множество больных и нищих. Некоторые из них являлись самыми настоящими коммерсантами, имитировавшими те или иные увечья. Некоторых же просящих приносили к воротам храма родственники и так зарабатывали себе на хлеб. К последней категории и относился хромой, исцелённый Петром и Иоанном.
Как говорят некоторые толкования, этот увечный нищий каждый день сгорал от стыда, испрашивая милостыню — не столько для себя, сколько для своей родни. Он был бы рад зарабатывать на хлеб иным образом, но жизнь не давала ему до времени никакой иной возможности. Но вот наступил день, когда всё полностью изменилось. Апостол Лука, автор книги Деяний, указывает, что Пётр и Иоанн всмотрелись в лицо калеки. Данный поступок не был каким-то духовным аудитом, проверкой на готовность к чуду. Речь шла об ином.
Апостолы увидели на лице нищего отпечаток искреннего покаяния — надежды на избавление от греха и стремления начать новую, добродетельную жизнь. Хотя из уст нищего ещё немного и прозвучали бы малодушные просьбы о подати. Апостолы же, опередив калеку, сказали, что нет денег у них. Зато они могут дать этому человеку нечто большее.
Пётр, взяв нищего за руку, поставил его с молитвой на ноги и даровал калеке способность нормально ходить и двигаться. Тот от радости, не помня себя, начал скакать и славить Бога. Произошло великое чудо, совершить которое не могли никакие деньги! Произошедшее увидели другие люди. Они были поражены тем, что случилось невозможное. Однако в этой толпе находились те, для кого серебро и золото имели значение бОльшее, чем благодать Божия. Позднее к апостолам подойдёт человек по имени Симон Волхв, который попросит продать ему способность творить чудеса. Думается — подобных меркантильно настроенных персонажей на пути учеников Спасителя встречалось немало. Но все они получали от апостолов решительный отказ. Потому что благодать Христова не покупается и не продаётся.
О чём ещё говорит нам сегодняшнее чтение? Оно указывает нам на истинную природу чуда. Бог никогда не творит чудеса напоказ. В конце концов, у воскресения Христа из мёртвых вообще не было свидетелей. Господь не нуждается в одобрении толпы. Его чудо — проявление милосердия и любви. А ещё и обращение к человеку, адресованный ему вопрос о самой сути его жизни. Господь, творя нечто необыкновенное, как бы спрашивает нас — готовы ли мы полностью измениться, отказаться от греха и пойти по пути святости? Что для нас важнее — заповеди Божии или временные, материальные блага? Господь, конечно, не оставляет нас без земного попечения и заботы. Но просит нас не зацикливаться на временном, а помнить, прежде всего, о Царствии Божием и правде его, измеряя мир не деньгами, а любовью Господней.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.