Деян., 7 зач., III, 1-8.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе! У микрофона доцент Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Наш век имеет, среди прочего, одну неприятную черту. Многие из нас привыкли мерить людей и вещи деньгами. И очень жаль — ведь далеко не всё поддаётся в этой жизни валютной оценке. Во всяком случае, благодать Божию уж точно купить и продать нельзя. О том, в частности, и говорит нам отрывок из третьей главы книги Деяний святых апостолов, что звучит в православных храмах сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Сегодняшнее чтение рассказывает нам, пожалуй, о первом чуде исцеления, совершённом апостолами после Вознесения Иисуса Христа на Небо. Пётр и Иоанн, направляясь на молитву в Иерусалимский храм, повстречали на пути калеку, сидевшего у Золотых или Красных (то есть Прекрасных) ворот святилища. Место это, надо сказать, было хлебным. В том смысле, что сюда стекалось множество больных и нищих. Некоторые из них являлись самыми настоящими коммерсантами, имитировавшими те или иные увечья. Некоторых же просящих приносили к воротам храма родственники и так зарабатывали себе на хлеб. К последней категории и относился хромой, исцелённый Петром и Иоанном.
Как говорят некоторые толкования, этот увечный нищий каждый день сгорал от стыда, испрашивая милостыню — не столько для себя, сколько для своей родни. Он был бы рад зарабатывать на хлеб иным образом, но жизнь не давала ему до времени никакой иной возможности. Но вот наступил день, когда всё полностью изменилось. Апостол Лука, автор книги Деяний, указывает, что Пётр и Иоанн всмотрелись в лицо калеки. Данный поступок не был каким-то духовным аудитом, проверкой на готовность к чуду. Речь шла об ином.
Апостолы увидели на лице нищего отпечаток искреннего покаяния — надежды на избавление от греха и стремления начать новую, добродетельную жизнь. Хотя из уст нищего ещё немного и прозвучали бы малодушные просьбы о подати. Апостолы же, опередив калеку, сказали, что нет денег у них. Зато они могут дать этому человеку нечто большее.
Пётр, взяв нищего за руку, поставил его с молитвой на ноги и даровал калеке способность нормально ходить и двигаться. Тот от радости, не помня себя, начал скакать и славить Бога. Произошло великое чудо, совершить которое не могли никакие деньги! Произошедшее увидели другие люди. Они были поражены тем, что случилось невозможное. Однако в этой толпе находились те, для кого серебро и золото имели значение бОльшее, чем благодать Божия. Позднее к апостолам подойдёт человек по имени Симон Волхв, который попросит продать ему способность творить чудеса. Думается — подобных меркантильно настроенных персонажей на пути учеников Спасителя встречалось немало. Но все они получали от апостолов решительный отказ. Потому что благодать Христова не покупается и не продаётся.
О чём ещё говорит нам сегодняшнее чтение? Оно указывает нам на истинную природу чуда. Бог никогда не творит чудеса напоказ. В конце концов, у воскресения Христа из мёртвых вообще не было свидетелей. Господь не нуждается в одобрении толпы. Его чудо — проявление милосердия и любви. А ещё и обращение к человеку, адресованный ему вопрос о самой сути его жизни. Господь, творя нечто необыкновенное, как бы спрашивает нас — готовы ли мы полностью измениться, отказаться от греха и пойти по пути святости? Что для нас важнее — заповеди Божии или временные, материальные блага? Господь, конечно, не оставляет нас без земного попечения и заботы. Но просит нас не зацикливаться на временном, а помнить, прежде всего, о Царствии Божием и правде его, измеряя мир не деньгами, а любовью Господней.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер