
Ирина Феофилова-Чувикина
У нас в студии была Ирина Феофилова-Чувикина — дочь священника, общественный деятель, автор уникальной программы «Выйти замуж за достойного человека».
Мы говорили о психологических и душевных проблемах, которые мешают построить семью, о том, как понять свои истинные желания и обрести семейное счастье.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева:
— Христос Воскресе, дорогие радиослушатели. С вами сегодня Анна Леонтьева, в этот понедельник светлой седмицы у нас в гостях подарочная героиня — Ирина Феофилова-Чувикина, мама троих детей, юрист, благотворитель, общественный деятель, бизнес и лайф-коуч, а также автор уникальной программы «Выйти замуж за достойного человека». Христос Воскресе, Ирина!
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Воистину Воскресе.
Анна Леонтьева:
— Я очень бы хотела начать наш разговор, взять за тему нашей беседы именно из всех многочисленных видов вашей деятельности вашу программу «Выйти замуж за достойного человека». Я думаю, что это очень важно, что для многих это актуально, вот я сейчас немножко поумничаю, потому что весь пост я с удовольствием переслушивала любимого мной богослова, педагога, Евгения Андреевича Авдеенко, который также знаток древних языков. И вот на пост пришлась книга «Толкование книги Бытия». И вот что Евгений Андреевич мне рассказал о браке. Я вообще, когда получаю какие-то знания, я начинаю перевозбуждаться и немножко давить людей этими знаниями, начинаю наезжать на своих близких, задавать им каверзные вопросы, которые сама только что выяснила. И в этот раз в одном из моих коварных вопросов я стала спрашивать близких о том, какова причина потопа? Обычно образованный человек, который в курсе книги Бытия, он отвечает, что потоп произошёл по причине грехопадения человека, накопления грехов. Евгений Андреевич, который переводит Библию с древнегреческого и древнееврейского, дает совершенно другое толкование. Представляете, чтобы не углубляться и своим не очень богословским языком не испортить впечатление, я хотела просто описать причину, по мнению Евгения Андреевича, возникновения потопа. Дело в том, что сыны и дочери Каина не могут существовать без церкви, и они всегда жмутся к сынам Божьим, и поскольку они не могут существовать без церкви, а сыны Божьи отделены от сынов Каина, каинитяне выслали передовым отрядом своих женщин. Соответственно потомство Сифа, которое называется сынами Божьими, они соблазнились об этих каинитянках и стали брать их в жены. Это, по мнению Евгения Андреевича, и послужило решением Бога, который собрался внутри себя и дал человечеству ещё 120 лет, после чего решил обнулить всё. И только праведный Ной, который 500 лет не женился, то есть он избег этой участи, не просто спас свое семейство и представителей некоторых животных, он также мотивировал Бога не заканчивать историю человечества, а поставить её просто на паузу. Об этом очень интересно рассказывает Евгений Андреевич Авдеенко, но я, когда послушала этого в очередной раз, я подумала, это как же важно, найти свою вторую половинку правильно, в плоть едину. Если это такое мировое значение может иметь. Я поумничала, спасибо большое, что послушали, теперь я хочу перейти, Ирина, к нашему вопросу, спросить у вас, вот из многочисленных видов вашей деятельности почему вы ещё что-то начали, почему вы создали эту программу «Выйти замуж за достойного человека»?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Анна, я бы ответила так, что, скорее, не я выбрала эту тему, а тема в меня вошла. Некоторое время назад я вдруг поняла, что несколько поколений женщин в роду моей мамы занимались так или иначе этой темой. Например, мама, мне кажется, уже более 30 лет занимается семьями, она ведёт особые группы в воскресной школе, на богословских курсах. И как раз основная тема, о чем она работает, о чем рассказывает и в чем помогает, это помощь семьям, находящимся на грани развода. Это помощь девушкам, которые хотят выйти замуж, пока не находят того самого достойного. И благодаря этой маминой программе, родилось огромное количество деток, очень много семей, которые собирались разводиться, воссоединились. Кроме того, я вспомнила о том, что и бабушка, мамина мама, тоже имеет отношение к этой теме. Когда она была совсем молодой, и они с дедушкой только поженились, она вместе с дедушкой часто ездила на свадьбы, её приглашали, дедушка играл на гармошке, а бабушка очень красиво танцевала, у неё были очень красивые платья, украшения. Правда, когда она стала верующей, она тут же все это раздарила, надела на себя чёрное платье в пол, и у неё резко поменялась жизнь, когда ей было около 40 лет. Так на неё повлияла сильная болезнь дедушки. А дедушка вскорости стал священником, их жизнь сильно поменялась, но тем не менее был такой факт об истории этой семьи. У них было восемь детей, и потом, уже перед смертью, бабушка за пять лет, а дедушка за два года, стали монахами. Но тем не менее эта тема проходит красной нитью в этой семье. А прабабушка моя была очень известной в Москве акушеркой, её знали в богатых семьях, они присылали подводы и очень ценили, когда именно её удавалось пригласить на роды. И эта тема сама как-то пришла ко мне, я как коуч работаю по разным темам, приходят и женщины, и мужчины, женщины чаще, с вопросами про призвание, про самореализацию, про то, как убрать тревожности и какие-то страхи. В последнее время пошли с темой: как выйти удачно замуж или как пережить расставание с молодым человеком. И все больше и больше таких запросов у меня стало. А потом мои девушки стали выходить замуж после проработки. Одну недавно я выдала замуж, ну не я, конечно, но так сложилось, что после работы со мной, мы убрали страхи кое-какие, она вышла замуж уехала в Грецию. Там у них будет венчание, они чуть раньше поженились, а венчание будет, как и положено в Греции с огромным количеством гостей, все очень красиво, заранее готовится, за несколько месяцев, вот в мае я приглашена на эту свадьбу. Есть несколько девушек здесь в Москве, с которыми я работала, в частности, одна моя клиентка, немолодая уже женщина, она 16 лет после развода мечтала о семье, о том, чтобы создать гармоничные отношения, но у неё это не получалось. Сейчас она уже вот-вот тоже выходит замуж. Слава Богу. И я поняла, что у меня достаточно знаний и понимания, каких-то наработанных практик, которые действительно работают, помогают. И вот я создала эту программу и успешно её реализую.
Анна Леонтьева:
— А можно такой провокационный вопрос? Я представляла себе всё-таки, что брак, встреча двух людей — это дело в ведении Господа Бога, разве можно этому научить?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Уникальность как раз моей программы в том, чтобы не просто как обычный коуч ... Ведь не секрет, что подобных моему курсу существует, как выйти замуж, выйти замуж за достойного, выйти замуж за миллионера, и там обучают каким-то прикладным техникам, о том, как написать аватар того самого достойного мужчины, которого хочется видеть своим мужем, много знаний полезных дают, но не дают самого главного, не работают с Духом.
А я всё-таки работу строю не только через наш айкью, через интеллект, через сознание, починить то, что сломано, полечить то, что требует лечения, страхи. Я помогаю девочкам, девушкам, женщинам излечиться от страхов, которые некоторых сопровождают десятилетиями, и бывает, что мы за одну сессию убираем страх навсегда. Но и через соединение с Духом, скажем так, я не буду сейчас подробно рассказывать об этом, но в первую очередь, мы говорим о том, насколько важны таинства церкви, насколько важна исповедь, насколько важно причастие, как важно присутствие Бога в этой теме, так важно к нему обращаться и доверять ему. И очень часто напоминаю о событиях, о том, что сказано в Священном Писании: «Если вера твоя будет с горчичное зерно, даже сможешь сказать горе передвинься, и она передвинется». И в этой теме — замуж, тоже очень важна вера, что есть тот самый достойный, он действительно есть, но он придёт тогда, когда вера станет хотя бы с горчичное зерно.
Анна Леонтьева:
— Вот вы сказали, что у многих женщин существуют страхи. Я не то что кокетничаю, но я очень рано вышла замуж, как-то стремительно. Не успела, наверное, пережить каких-то страхов, вот что за страхи преследуют женщин, девушек, которые хотят выйти замуж?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Страхи совершенно разные, потому что бывает, например, неудачное короткое замужество. И дальше страх, что будет также, что он также быстро уйдёт или будет все очень плохо, или не справлюсь с ролью жены. Ведь у многих девушек есть ощущение, что она должна быть идеальной матерью, женой, хозяйкой и так далее. И когда видишь пример подруг, знакомых, то очень часто складывается впечатление, что невозможно всё это успеть. А это действительно всё невозможно успеть на пятёрку. А тогда зачем выходить замуж? Тогда зачем создавать другим людям проблемы, а потом ещё и своим детям? У многих девушек есть такой страх. Есть страх рождения ребёнка, и кстати, это тоже такой нередкий страх. Признаюсь, что он был и у меня до рождения моей доченьки.
Анна Леонтьева:
— Я думаю, что это очень частый страх. Особенно до первого ребёнка.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, страх был очень сильный, я тоже с этим работаю, потому что сама это пережила, понимаю, насколько это повышает уровень тревожности, когда я приезжала, например, в больницу на осмотр ко врачу и видела беременных женщин, я думала, что это просто какие-то тяжело больные существа, которые еле ходят, которые таскают этот огромный живот, и у них обязательно все болит внутри, но как правило, они не улыбались, и мне было настолько страшно оказаться в этом состоянии, в какой-то беспомощности и понимании, что ты даже можешь умереть, и ради чего всё это и стоит ли это того? Вот эти страхи мы тоже убираем. Есть страх, что нет на свете того самого, что нужно выйти вот лишь бы за кого, а может быть, как-то так оно потом само настроится. Очень многие девушки так думают. Страхов достаточно много.
Анна Леонтьева:
— Напомню, что у нас в гостях Ирина Феофилова-Чувикина, мама троих детей, юрист, благотворитель, общественный деятель, бизнес и лайф-коуч, автор уникальной программы «Выйти замуж за достойного человека». Вы знаете, я припоминаю, вот я сказала, что у меня не было страхов, но я припоминаю какую-то книжонку в девяностые годы, которую я взяла, увидев своего прекрасного мужа, по-моему, какая-то американская тётенька написала: как выйти замуж, она так и называлась. И там были какие-то советы, они были очень разнообразны от того, что нужно носить кофточку с пуговичками, до того, что нужно дружить с друзьями мужа, ну то есть такой большой спектр. Не думаю, что эта книжка помогла мне выйти замуж, но было смешно. Вот у вас есть какие-то конкретные методички, наработки?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, конечно, я рассказываю о том, как себя правильно вести на первом свидании, какие вопросы задать в первую очередь, для того, чтобы уже на первом свидании понять: твой человек или нет. Я поделюсь этим со слушателями с нашими. Самое важное, что женщина должна выяснить на первом свидании — это то, какой деятельностью занимается потенциальный её муж. Потому что если он, например, скажет, что его деятельность связана с пошивом какой-нибудь эксклюзивной обуви, к примеру, а женщине это ну никак не откликается, не интересная эта деятельность, то сразу можно понять, что стоит ли продолжать эти отношения. Да, можно продолжать общаться, дружить, быть коллегами, но точно не выходить замуж, если не откликается деятельность. Это прямо основа основ.
Анна Леонтьева:
— А можно я с вами немножко поспорю? Потому что моя мама вышла замуж вторично в 40 лет, она была журналист, президент издательского дома, но мой отчим физик-теоретик. То есть эти темы ни меня, ни маму ни каким образом не цепляют. И когда Виктор Александрович, мой отчим, он такой очень большой учёный, он начинает что-нибудь рассказывать про чёрные дыры очень подробно, то мама всегда спрашивала: так, кто задал вопрос? Понимаете, да? То есть эта тема так вот как она была, как-то в стороне. Виктор Александрович дарит мне свои книги, Виктор Александрович, простите, если слушаете эту программу, но у меня просто не хватает сил начать эту тему, она мне не так интересна. Чем вы это объясните?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Ну я могу что здесь сказать? Что, наверное, здесь победила любовь. И даже то, что не было такого полного взаимопонимания, взаиморастворения супругов, тем не менее любовь взяла верх. И вот это сильное чувство победило, но тем не менее, видите, он дарит вам свои книги, он, конечно же, хочет признания. Поскольку для женщины самое главное, что она должна испытывать вообще в жизни — это безопасность. Чувство безопасности. А для мужчины, знаете, что? Признание. Вот если мужчина не получает признания в семье и во вне, в общественной жизни, на работе, то он сникает. Для него это равносильно тому, что у нас нету ощущения безопасности и мы чувствуем себя в очень напряженном состоянии всегда, что мы должны все время защищаться, это очень тяжело для женщины.
Анна Леонтьева:
— Очень важный момент, спасибо.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Конечно, бывают исключение из любого правила, и я не говорю о том, что это совершенно необходимо, но тем не менее для того, чтобы создать действительно гармоничные отношения, важно, чтобы женщина уважала, по крайней мере, уважала, даже если ей не сильно интересна эта тема, уважала его выбор, ту деятельность, которой он занимается.
Анна Леонтьева:
— Да, это очень важная поправка, чтобы уважала и признавала его как личность. А какие ещё вопросы на первом свидании важно выяснить?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Ну вообще в целом первое свидание оно чем важно? А именно на первом свидании мужчина смотрит, как женщина общается, что она рассказывает и так далее. И многие девочки, женщины стараются рассказать о себе как можно больше, чтобы создать некую связь, чтобы человек уже побольше они узнал. И это большая ошибка. Потому что мужчины, их айкью по-другому работает. Для них важна загадка, для них важно догонять. И если на первом свидании рассказать половину своей жизни, а ещё хуже всю, то загадки не останется. Не останется желания снова встретиться, большого желания снова встретиться, и что-то узнать, приоткрыть какую-то тайну этой женщины. Поэтому я рекомендую, чтобы первое свидание не длилось больше часа, а лучше, если это будет 30 — 40 минут. И потихонечку придумать повод уйти или действительно, чтобы этот повод был на самом деле, чтобы не обманывать. Потому что тогда велик шанс, что мужчина заинтересуется, если мы хотим продолжения отношений с этим человеком, конечно, нужно воспользоваться такими секретами, на мой взгляд.
Анна Леонтьева:
— Ну вот я сейчас расскажу опять противоположную историю. Дело в том, что я познакомилась со своим мужем через три года после трагедии, я потеряла первого мужа, и Господь буквально за руку привёл меня к этому прекрасному человеку. И знакомство произошло очень странно, потому что я просто буквально очень плохо знала человека, ну как-то он так хорошо умел слушать, и так эмпатийно слушать, что я буквально незнакомому мужчине рассказала, меня просто прорвало, знаете, когда долго держишь себе, я рассказала всё. Про все свои несчастья, меня так проняло, как он слушал, он сказал мне нужные слова: «Как же ты пережила это всё?» Не стал каких-то лишних слов говорить. Но получается, что я вела себя не так, как нужно на первом свидании. Мне потом было очень стыдно, кстати.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Но опять-таки, это исключение из правил, действительно, Господу было угодно, чтобы вы соединили свои судьбы, и что всё как-то пошло не по правилам, в этом ничего страшного нет, потому что жизнь действительно очень многообразна. Получается по-разному. Бывает, что попутчики в одном купе тоже могут разговаривать всю ночь, а под утро решить, что они дальше хотят продолжать отношения, становятся мужем и женой, бывает и так, конечно. Но в целом общее правило такое. И мне кажется, что оно действительно важно, потому что многие женщины нарушают это правило, стараются как можно больше рассказать о себе, создавая впечатление, как правило, болтушки. И слишком сильно приоткрывают завесу той самой тайны.
Анна Леонтьева:
— Ирина, а вот откуда это идёт? Такое ощущение, что ты сдаешь экзамен какой-то, что нужно как можно больше преподавателю рассказать по теме, откуда это берётся? Желание все рассказать. Комплекс отличницы?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Трудно сказать, но очень многие девушки, женщины, которые приходят ко мне на консультацию, говорят, что да, я стараюсь рассказать как можно больше, наверное, это связано с тем, что хочется уже какие-то ниточки объединяющие почувствовать, нащупать, чтобы на будущее создать некую связь. А часто бывает, к сожалению, противоположный эффект.
Анна Леонтьева:
— Вот хорошо быть журналистом. Пришел на свидание и начал задавать вопросы мужчине, он думает: Боже, как меня прекрасно слушают, какие правильные вопросы задают.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Но я напомню общеизвестное соотношение: 20 на 80. Что, для того чтобы оставить о себе очень хорошее впечатление у собеседника, нужно 20% времени говорить, а 80 слушать. И тогда про тебя точно скажут: какой прекрасный собеседник.
Анна Леонтьева:
— А если это будет 5 на 95?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Трудно сказать, есть исключение из правил, но в целом желательно больше задавать вопросов, чем говорить о себе. Таким образом мы узнаем о человеке больше. Ведь женщинам многим свойственно додумывать, дописывать портрет. Если какие-то пазлы хотя бы примерно совпадают, то дальше дорисовывается портрет того самого принца на белом коне, это очень часто случается, а по факту через некоторое время этот образ разбивается вдребезги, а уже потрачено время, потрачены силы, уже слёзы, потому что появилась какая-то эмоциональная привязка. И это очень распространённая ситуация.
Анна Леонтьева:
— Ну и, наверное, появляется такое ощущение, что если не получилось, то нарастает ком, что в следующий раз тоже не получится, такие заломы образуются.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, к большому сожалению. И больше того, Анна, я бы хотела сказать такую важную вещь, об этом как-то в современном обществе не принято говорить, но ведь любые отношения с мужчинами женщин, а в особенности, если ещё было место интимным отношениям, они накладывают невидимую, на первый взгляд, печать на женщину, а если этих отношений было много, то это просто запечатанная женщина. Почему мы достаточно часто наблюдаем, что идёт красивая женщина, действительно красивая, а на неё не обращают внимания? Потому что она этими связями, этими отношениями закрыта для других мужчин и для того самого достойного, единственного, тоже, к сожалению. И вот с этим мы тоже работаем, это лечим, есть определённые практики, и, конечно же, через таинства церкви тоже.
Анна Леонтьева:
— Потрясающее выражение: запечатанная женщина. Мы вернёмся к вам через минуту, с вами Анна Леонтьева Леонтьева, у нас в гостях Ирина Феофилова-Чувикина, мама троих детей, юрист, благотворитель, общественный деятель, бизнес и лайф-коуч, а также автор уникальной программы «Выйти замуж за достойного человека».
Анна Леонтьева:
— Сегодня у нас в гостях Ирина Феофилова-Чувикина, я уже сказала в первой части программы, какое это замечательное выражение: запечатанная женщина. Я могу понять это слово в таком духовном смысле, какие-то каналы забиваются и... Ну тут я не буду на эту тему умничать, а с точки зрения житейской и психологической что это такое? Мы ведь вещаем не только для верующих людей, но и для людей, которые просто нас любят, которые стоят около ограды церкви, присматриваются, что тут творится, и когда я росла, это были восьмидесятые годы, очень культивировалась в моей среде интеллигентской свобода, и простите уж за это выражение, ну то есть ты много стоишь, если ты много чего попробовал. Это, к сожалению, было так, многие прошли через это. И что такое с психологической точки зрения вот это самое: запечатанная женщина, которая много попробовала и много умеет?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, к большому сожалению, в современном обществе где-то примерно с восьмидесятых годов почему-то стало для девушек стыдно быть девственной в 22, 23, 24 года и дальше. На мой взгляд, правильное понимание перевернулось, стало просто своей противоположностью, и я зачастую слышу на своих консультациях от девушек, что, ой, ну вы знаете, я уже в 24 — 25 лет не знала куда деваться, мне было так стыдно, что я все ещё девушка, а вокруг уже все, кто замуж повыходил, у кого-то было много партнёров у моих подруг, я уже не знала, что с этим делать. Вот я в детстве слышала выражение: бегаешь как с писанной торбой, и получается, что это некая обуза для женщины, тогда как наоборот, это огромная ценность. И это было всегда ценностью, все предыдущие века. И я, конечно, на своих консультациях объясняю, что к этому нужно именно как к ценности относиться, потому что через это женщина дает мужчине огромные ресурсы, которые она накопила, вот эту свою чистоту. И, конечно, меня могут сейчас закидать тухлыми помидорами, те, кто так не считает, но, на самом деле, это подтверждено веками, поколениями. Я очень надеюсь, что в будущем к этому изменится отношение.
Анна Леонтьева:
— Ирина, вы знаете, может быть, те кто нас сейчас слушает, именно на этом месте вздохнут и ...всё-таки Христос пришел не к праведникам, а к грешникам, мы знаем историю с блудницей, которую хотели побить камнями, вот что вы скажете таким девушкам, которые огорчаться после нашего рассказа?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Я хочу порадовать тем, что сегодня мы живём в какое-то уникальное, прекрасное время, когда доступно большое количество информации, можно выбирать, и есть такие программы, как, например, моя или подобные, очень много правильной литературы. И если женщина верующая, и она попросит Господа направить туда, где ей дадут максимум пользы, даже по теме замужества, то Господь обязательно приведёт к специалисту правильному или к правильной литературе, где она почерпнёт очень много полезной для себя информации и сможет ответить на свои вопросы. А вот в те же восьмидесятые или даже в девяностые не к кому было пойти, и мы пытались наощупь найти, а где же та самая истина, где правда? И натыкались, естественно, и на кочки, и на грабли наступали, поэтому, к счастью, это всё лечится. Все это можно вылечить за некоторое количество сессий, например, в мою программу входит 10 сессий, и зачастую этого бывает достаточно для того, чтобы расчистить тот самый путь к своему единственному любимому и любящему.
Анна Леонтьева:
— Следующий мой вопрос касается того, вот мы говорим: как выйти замуж за достойного человека, а я сталкиваюсь с тем, что в той среде молодёжи, в которой я вращаюсь, это, как правило, образованная, современная, очень умные, они очень красивые и при этом они совершенно не спешат замуж. То есть для них это такой стресс, когда молодой человек подает признаки того, что вот-вот сделает предложение. Это буквально может вызвать какой-то страх. И я вспоминаю американские фильмы, где молодые люди встречаются, и в тот момент, когда он говорит: «Ай лав ю», тут случается такой кризис, типа: что? Что ты сейчас сказал?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Анна Леонтьева, ну я считаю, что это, скорее всего, всё-таки страхи, с которыми надо работать. Они убираются очень быстро, иногда в течение одной сессии, а второе — это подтверждение того, что очень многие понятия, истинность которых подтверждалась целыми веками, они сейчас вывернуты наизнанку. Ведь не секрет, что сейчас в Великобритании регистрирует браки, например, с люстрой или с самим собой, и это становится нормой. И не сейчас это случилось, это разрешено уже около 10 лет, а, может быть, и больше. И то, что происходит в среде молодёжи, это тоже искажение, на мой взгляд.
Анна Леонтьева:
— Тогда давайте я спрошу о противоположной тенденции, я знаю девушек и молодых людей, которым кажется, что замужество или женитьба наоборот — это конец всех проблем, это решение всех проблем. А это далеко не так, и я должна огорчить, что даже венчание не всегда помогает сохранить семью.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Давайте мы с вами вспомним наши сказки русские народные. Как там все происходило? Там девушку, например, Кащей замораживал, превращал в ледяную фигуру, то есть он её хранил, запечатывал её красоту, её девственность, её чистоту, и она хранилась в таком вот состоянии, то есть она не бегала и по дискотекам, она не искала того самого. А этот тот самый, он что делал? Он преодолевал очень много препятствий, он боролся со змеем, он был вынужден прислушиваться к советам мудрой Бабы Яги, был вынужден идти именно по той дорожке, которую проложила ниточка и так далее. И очень много препятствий он должен был преодолеть на пути к своей замороженной девушке. Но есть вариации, есть девушка, которая в лягушке находится, Царевна- лягушка, или в каком-нибудь замке, до которого очень сложно добраться. И это для нас пример того отношения, которое заканчиваются вот этой фразой: и жили они долго и счастливо. Ну чтобы было так, всё-таки это нужно заслужить. И заслужить, на мой взгляд, и на взгляд многих моих коллег специалистов, через особое служение. Потому что я, например, если мне задаёт вопрос девушка: а как мне выйти замуж за миллионера? Я спрашиваю: а что ты сделала? Что ты дала миру, людям, для того, чтобы заслужить это? Конечно, может вот так просто свалиться с неба, но, скорее всего, это либо молитвами бабушек и дедушек, прабабушек и так далее, они помогли, либо через какое-то время всё равно брак разрушается, там происходят какие-то изменения, где нужно все равно потрудиться. И поэтому я всегда рекомендую всем девушкам, которые ко мне приходят с запросом и замужества, прежде всего построить эту часть, найти своё призвание, чем можно служить миру и людям. У нас у каждого есть один, пять, может быть, десять талантов, как в Евангелии сказано в притче, и мы обязаны их реализовать и приумножить. И только при этом условии, при нашем служении миру и людям Господь дает нам такую награду, когда не надо искать в соцсетях, не нужно ходить на дискотеки или какие-то общественные места, вот тот самый он придёт, позвонит в дверь и скажет: это я, или в церкви встретится, столкнётесь там лбами, при входе, так бывает тоже, мне рассказывали такую историю, или чашку кофе вы случайно разольете на своего суженого. Господь просто за служение людям дает такую награду в виде отношений, в виде прекрасного брака.
Анна Леонтьева:
— Это, наверное, другой аспект темы о том, что когда люди встречаются, они должны представлять из себя какую-то целостность, как личность. И вот это всё, что сейчас прорабатывают современные подростки с психотерапевтами, но это очень сложная тема. А если ты не самоценен ещё, то у тебя не получится брак?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Нет, ну почему же? Милость Божья покрывает нас. И если Господь дал вторую половинку в раннем возрасте, когда мы ещё не успели проявиться и сами не поняли, а в чем наша ценность? Мы же, на самом деле, ищем её всю жизнь. И она может на определённом этапе одна, а дальше другая, как у меня, например, у меня же первое образование юридический факультет МГУ, я 12 лет была юристом в собственной юридической компании, я там служила, и мне это нравилось. Потом ушла в благотворительность, какое-то время работала в министерстве культуры Московской области на большой должности. То есть путь очень пёстрый, разный, но тем не менее на каждом месте важно очень служение. Поэтому даже если в раннем возрасте 18 — 19 лет брак состоялся, им важно заслужить то, чтобы они были счастливы, через служение, через реализацию своих талантов, данных Богом.
Анна Леонтьева:
— Ирина, хочется принести как можно больше пользы в этой программе, мы с вами об этом говорили, давайте перейдём к каким-то конкретным темам. Вот, например, у человека нет возможности пойти к специалисту, на вашу программу, проработать какую-то тему, что ему можно сделать?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Я бы порекомендовала сделать очень важную практику — написать сначала, что девушка хочет от молодого человека, будущего своего мужа. Что она хочет? Какие качества она хочет в нём видеть? Конечно, важно расписать всё, что для неё в приоритете, и без чего совершенно невозможно будет, на её взгляд, построить действительно хорошие и крепкие отношения. А потом, внизу, что может быть, а может и не быть. Потому что мы понимаем, что идеальных людей не существует в этом мире.
Анна Леонтьева:
— То есть составить список от главного к второстепенному?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, и первые пять пунктов — это должно быть самое важное.
Анна Леонтьева:
— Например?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Ну, например, для очень многих женщин, которые приходят ко мне, важна щедрость в мужчине, а далеко не все мужчины щедрые. Либо это надо взращивать и воспитывать в своем уже муже, но это определённый процесс, должна быть мудрость у женщины, чтобы вытерпеть, пока он наконец дорастет до того, чтобы стать щедрым.
Анна Леонтьева:
— И если вообще дорастёт.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да. Очень важная часть, как правило, выпадает из понимания, женщины не знают, что это также важно прописать: а что я как жена готова дать моему будущему мужу? И вот там должно быть столько же пунктов, сколько и в первой части. Потому что если женщина хочет создать крепкий брак, и она только будет требовать от мужчины, чтобы было то-то и то-то, иначе ты не подходишь под мои критерии, но сама не давать столько же, то крепкого брака не будет, он все равно развалится, либо он не состоится. И это очень серьезная работа. Некоторые девочки у меня неделю прямо берут на то, чтобы это прописать. Очень важно прописывать это, потому что у нас может быть некое представление в голове, но когда мы это выписываем на бумагу и видим, что мы написали, то есть некий такой чек, мы это перепроверяем, лишний раз спрашиваем себя: а действительно ли это очень важно, а действительно ли я смогу этим служить своему мужу? Может быть, кому-то не очень нравится это слово — служить, но, по сути, это есть служение — быть супругой, так же, как и супругом. Когда вы напишете этот список, то обязательно придут новые осознания, новые понимания, и иногда бывает, что претензий становится меньше. И это, кстати, следующий шаг к тому, чтобы выйти удачно замуж.
Анна Леонтьева:
— Напомню, что у нас в гостях Ирина Феофилова-Чувикина, мама троих детей, юрист, благотворитель, общественный деятель, бизнес и лайф-коуч, а также автор уникальной программы «Выйти замуж за достойного человека». Вот из-за страхов замужества, я знаю, что наши молодые люди, которые много знают про психологические состояния, про депрессии, боятся такой вещи, не только родов, они знают такой термин — постродовая депрессия, и обязательно все её почему-то ждут. И часто девушки очень этого боятся, потому что куча народу лечится от депрессии, а тут ещё роды, и ещё постродовая депрессия, что бы вы ответили на это?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Я поделюсь, как было у меня, когда я родила свою первую дочку, и у меня была ещё моя юридическая фирма. Я в первые дни пыталась понять: а как мне успевать, как мне сопоставлять? Как все это в одни сутки уложить? И заботу о грудном ребёнке, которого я кормила своим молоком, и потом это первый ребёнок, это вообще какой-то инопланетянин, что с ним делать, слушаешь дышит или не дышит? Проблемы были у меня и с молоком, мама мне помогала. С другой стороны, обязанности руководителя фирмы с меня тоже никто не снял, и в офисе тоже мне намекали очень серьёзно, что слушай, извини, но твоё присутствие здесь нужно, мы привыкли, что ты здесь, сейчас все клиенты навалились на нас, нам трудно, мы тут сидим до ночи, а ты где-то трубку не снимаешь, первые дни у меня было такое состояние, что я вообще не понимаю, куда я попала, в какой мир. Конечно, здесь очень важна помощь или родителей, или нянечки, тогда вот депрессии избежать гораздо проще, на мой взгляд, я могу ошибаться. Но у меня депрессии не было, потому что мне надо было просто выжить в этой ситуации. Я не помню, чтобы мне было плохо, мне просто все время нужно было что-то делать. Или мыть ребёнка, или кормить, или укладывать, или лечь хотя бы немножко поспать, а соседи тогда делали ремонт, и когда мы ложились спать с доченькой, они начинали сверлить. У меня не было депрессии, но было такое состояние выживания. И конечно, мне очень помогла моя мама, которая каждый вечер приходила, приносила мне кастрюльки с супчиком, помогала вот этого маленького инопланетянина купать, недели две первые я просто боялась её в руки брать, она была настолько маленькая, мне казалось, что она просто сейчас выскочит из моей ладони, а мама делала так уверенно, у мамы пятеро детей, она вспоминала о том, что её бабушка помогала ей меня как первенца в свое время купать, вот такая у нас преемственность. Я к счастью, с этим не столкнулась. Но знаю, что сталкиваются очень многие женщины. И, наверное, мой совет был бы — обязательно найдите человека, лучше женщину, которая будет рядом, опытного, у которой тоже были свои дети, либо няню, либо родственницу, кто-то, кому доверяешь.
Анна Леонтьева:
— Ирина, а вот вы не сталкивались с тем, что, это другой уже вопрос, но он тоже меня волнует, что молодые люди очень долго живут и не хотят выходить замуж или жениться именно потому, что они бесконечно прорабатывают свои внутренние проблемы. Они ходят или вместе на психотерапию, или отдельно, это может длиться довольно долго. Вот имеет право на жизнь такая практика?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Я не возьмусь судить, это примета нашего времени, это стало модным, но в целом, на мой взгляд, это всё-таки избегание ответственности, потому что брак — это огромная ответственность, а если человек психологически недостаточно зрел внутри, и он где-то внутри балансирует между состоянием ребёнка и родителя, а не находится во взрослой позиции, то часто случается, что даже мысли о браке очень сильно пугают.
Анна Леонтьева:
— Находиться во взрослой позиции — это сколько же нужно прожить, чтобы находиться в этой взрослой позиции? Я вот, прожив 53 года своей жизни, как-то воспитав троих детей, очень часто думаю: вот я нахожусь в этой взрослой позиции?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— К счастью, это тоже лечится. И находиться по большей части именно в той самой взрослой позиции можно, просто проработав какие-то вещи, которые мешают этому. Хотя, конечно, всегда есть очень большой соблазн сказать: я маленькая девочка, я буду есть мороженое и плакать в углу, и ничего не делать. Или наоборот — сказать: так, что ты здесь разлеглась, пошла, вон смотри сколько у тебя дел! Это родительская позиция.
Анна Леонтьева:
— Нет, минуточку, психологи очень часто советуют нам немедленно разбудить своего внутреннего ребёнка.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да, это та самая золотая серединка, которую нужно нащупать и понять: а в чем именно моя взрослая позиция? Мы тоже этим занимаемся на моей программе. И вот как раз из взрослой позиции уже не страшно принимать на себя ответственность, в том числе и вступать в брак.
Анна Леонтьева:
— Ирина, а расскажите, вот вы говорили о психологических аспектах, но вы сказали о том, что в вашей программе есть духовная составляющая, очень важная, помимо таинств церкви, которые мы принимаем как помощь, никаких нет сомнений, что Бог нам помогает, в том числе через таинства, вот именно в вашей программе в чем духовные основы того, что вы делаете?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Я обнаружила, что очень многие люди, кстати, я это обнаружила и в себе, многие верующие люди воспринимают Бога как некоего дедушку с седой бородой, который где-то там далеко за облаками сидит и наблюдает за нами. Если мы что-то плохое сделали, то наказывает. Мы с этим тоже работаем. В свое время очень мудро мне порекомендовал мой крёстный, сейчас уже покойный архимандрит Дионисий Шишигин, Царство ему Небесное, обращаться к Богу как к родному отцу. Вот когда есть какой-то вопрос в жизни, например, не могу никак выйти замуж, но хочу этого. Или какой-то даже самый простой житейский вопрос, вот мой крёстный рекомендовал нести этот вопрос Богу. Вот если вы, например, читаете утренние молитвы, после утренних молитв говори: Господи, вот у меня есть такая проблема или такая ситуация, помоги мне её разрешить, помоги мне найти правильных людей, открой для меня правильные двери, научи меня, как разрешить эту ситуацию. И она разрешается. И это один из таких моих рецептов. Это если говорить о духовной составляющей моей программы в том числе.
Анна Леонтьева:
— Вот тут я подумала, что как раз если находиться в позиции ребёнка, не по отношению к окружающим и к своим детям, а по отношению к Богу, это также сложно, как находиться в позиции взрослого в отношении близких. То есть приходить в это состояние ребёнка, когда ты просишь Бога в беспомощности искренней просьбе о помощи. Очень сложно.
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Это действительно так. И знаете, какой один из очень частых запросов? Это то, что в голове бесконечная мешалка, эти мысли не дают успокоиться, ничего не успевается из того, что запланировано, и это лечится как раз через состояние ребёнка в какой-то момент дня и разговор с Богом. Останавливается поток ненужных мыслей, и часть ответственности, которую мы зачем-то загружаем на себя, которая давит как тяжелая плита на наши женские плечи, как правило, чаще всего, получается, что мы как будто часть её перекладываем и отдаем Господу, и признаемся в своей слабости, что мы на самом деле женщины, мы не в состоянии это всё нести: Господи, помоги Господи, подскажи, Господи научи, как это донести. И здесь, наверное, больше позиция ребёнка в отношении к отцу, но она немножко другая, чем в обычной жизни, когда мы не хотим какие-то проблемы решать, закрываемся от них, стараемся не обращать на них внимания.
Анна Леонтьева:
— Но я думаю, что многие мужчины подписались бы под этими словами. Вы говорили что-то про девиз вашей программы, про слова апостола Павла, можно спросить вас об этом?
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Да. Я некоторое время назад взяла одним из девизов своей жизни слова апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, непрестанно благодарите», и на мой взгляд, это вообще формула счастья счастливой жизни. Ведь каждый из нас мечтает о счастливой жизни.
И вот об этом я тоже часто напоминаю своим женщинам, которые приходят ко мне за помощью. Чтобы каждый их день был наполнен радостью. Ведь нам апостол Павел не сказал, что радуйтесь на Пасху и Рождество, а всё остальное время ходить вот под этой плитой, голову вниз и страдаете. Нет, он сказал: всегда радуйтесь, значит в любой ситуации мы должны уметь радоваться, даже в ситуации, когда хочется замуж, а не получается, и в ситуации, когда не понятно, какое моё призвание, и как его найти, то есть за каждый день быть благодарной и радоваться, и молиться, чтобы Господь эту радость поселил в сердце.
Анна Леонтьева:
— Эти слова апостола Павла: за все благодарите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, это такая универсальная формула бытия. И как вы правильно сказали, формула счастья, можно ли сказать, что если ты действительно достигнешь этого состояния, то это и есть готовность к нашей теме, готовность жениться или выйти замуж?
Ирина Феофилова-Чувикина:
Но я бы не была так категорична, потому что к этому состоянию многие идут десятилетиями, и не сразу же получается достичь этого состояния, по сути, святости. Ну даже если уже есть какая-то работа над собой, Господь же её видит, и намерения целует, сказано ведь, и поэтому, как только мы встаем на этот путь и стараемся исполнять эти слова, то я думаю, Господь нам авансом, в награду может дать и прекрасное счастливое замужество, я в это верю.
Анна Леонтьева:
— Спасибо вам огромное, Ирина, очень, по-моему, полезный получился разговор. Мы поговорили о том, что мешает нам выйти замуж, о страхах, которые существуют на эту тему, о девизе программы Ирины, программа называется «Выйти замуж за достойного человека». Ирина, мама троих детей, Ирину можно считать экспертом в данном вопросе, потому что помимо программы у вас 25 лет брака, у нас в гостях была Ирина Феофилова-Чувикина мама троих детей, юрист, благотворитель, общественный деятель, бизнес и лайф-коуч, мы говорили о том, как выйти замуж за достойного человека, всего доброго, до свидания!
Ирина Феофилова-Чувикина:
— Благодарю вас, до свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о судьбе удивительного святого, почти нашего современника, святителя Иоанна Шанхайского, о том, как складывался его путь к церковному служению, как вместе со многими соотечественниками оказался в вынужденной эмиграции после гражданской войны в России, как, благодаря его трудам, удалось договориться о принятии русских беженцев в США и Австралии, и как в святителе Иоанне удивительным образом объединились подвиг юродства и епископское служение в Китае, Европе и США.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Путь иконописца». Александр Чашкин
Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. Как всегда, в этом часе мы говорим о пути христианина в светском обществе. Сегодня у нас удивительный гость в студии Светлого радио, Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников, расписывал более 15-ти храмов в России и за рубежом. Наверное, проще сказать, что не расписывал Александр Иванович.
Александр Чашкин
— Руководил росписью, скажем так.
Кира Лаврентьева
— Да, да, да. Все известные монастыри, храмы, скажем так, большинство известных храмов и монастырей, так или иначе, все равно связаны с рукой Александра Ивановича. Даже сербский монастырь Дайбабе известный и в США и везде.
Александр Чашкин
— Кафедральный собор Американской Православной Церкви.
Кира Лаврентьева
— Здравствуйте, Александр Иванович. А то я вас представляю-представляю.
Александр Чашкин
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева
— Да, дорогие друзья, Иверская часовня на Красной площади, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, кафедральный собор в Самаре. Много-много можно перечислять, и в интернете всё это есть. Я думаю, вы уже поняли, гость у нас сегодня незаурядный, это мягко скажем, а вообще, конечно, крайне интересный. Александр Иванович, традиции нашей программы предполагают спрашивать о пути к вере, в вере и жизни с верой. Но я вас еще хотела бы спросить и о пути к иконописному искусству, потому что чем вы только не занимались. Вы сами говорите, что учились в Суриковском институте, окончили оперную студию при Центральном Доме работников искусств, пели на клиросе, так собственно и начал прокладываться ваш путь к вере. Расскажите, пожалуйста, как вы стали верующим человеком, я думаю, это как-то с иконописью очень связано.
Александр Чашкин
— Я начну с того, что я родился в семье, которая никакого отношения не имела к вере, к христианству, к православию. Более того, отец у меня был известным коневодом, родился я фактически в Киргизии на берегах озера Иссык-Куль. Там отец мой создавал породу, которую начали создавать еще до революции. Дочь генерал-губернатора Семиречья, Пьянкова со своим мужем поручиком прочитали статью Пржевальского, что самое красивое место на земле — это озеро Иссык-Куль. Хотя Пржевальский, как известно, был путешественником и объездил очень много стран и земель. И они возмечтали именно там создавать новую породу лошадей, которая объединяла в себе киргизскую лошадку, которая по горам хорошо ездила, донскую лошадь, которая была самая выносливая в мире лошадь, и чистокровную английскую лошадь, которая была по экстерьеру и по скорости самой быстрой, самой красивой в мире, ибо произведена она была от ахалтекинцев, от древней лошади, на которой еще ездил по преданию Макендонский, Буцефал его жеребец был. И я там родился. Поэтому я никакого отношения к иконам не имел. В 15 лет мы переехали в Рязанскую область, отца пригласили во Всесоюзный институт коневодства работать, продолжать работу селекционную на счет лошадей. Рядом было село Константиново известное, где родился Сергей Есенин. Моя первая профессия была — я объезжал лошадей, в течение очень многих лет я работал наездником, это называется правильно конюх-берейтор, занимался конным спортом. Казалось бы, моя судьба сама мне велела продолжать дело отца, быть коневодом, заниматься лошадьми. Но получилось так, что я работал на ипподроме, объезжал лошадей, работал в отделении чистокровных лошадей Рязанского конного завода. В это время я рисовал пейзажики. Однажды я в обществе взял и что-то спел. Мне сказал один человек, бас, который когда-то учился в консерватории: ты что, сумасшедший с таким голосом ты занимаешься лошадьми? И отвел меня к солистке Большого театра Масловой, как сейчас помню, народной артистке Советского Союза. Она меня приняла в школу при Большом театре. Была такая школа-студия, где был ректором сам Козловский, который прослушал меня, тут же меня приняли без всяких экзаменов. Я проучился там почти 4 года. Более того я учился у солистки Ла Скала в прошлом, такая была Нина Леонова-Бинесович, знаменитое драматическое сопрано. Я решил, что, наверное, буду оперным певцом. Я безумно любил Карузо, Марио Ланца, слушал пластинки этих великих теноров-итальянцев. Сам мечтал, давал концерты, пел по-итальянски неаполитанские песни. Меня даже называли итальянец из Химки Ховрино, тогда кто-то меня обозвал. И получилось так, что меня направили в консерваторию, а мне было уже больше 28 лет, а туда принимали на дневное отделение только до 28 лет. А на вечернее принимали только москвичей, у меня тогда не было прописки и, короче говоря, я в консерваторию прошел по экзаменам, но меня не приняли. И я пошел работать, кто-то мне посоветовал: иди в церковный хор, может быть, тебя возьмут певчим. Через каких-то знакомых я попал на Сокол, храм Всех Святых, меня прослушал регент Чуенков знаменитый, тоже известный регент был. Меня приняли туда, и я стал петь в храме. Что из меня оперного певца не вышло, я несколько подрасстроился, достаточно сильно. Но, смирившись, стал петь в церковном хоре, и потом подумал, что это, может быть, моя судьба. Но дальше произошло какое-то чудо невероятное, как я считаю. Чудо, которое говорит о том, что не всегда мы делаем то, что хотим. Это нужно нашей судьбе, говорят, что прокладывается сверху судьба человека, то есть Богом. А человек уже должен сам решать, ему дана свобода воли. У нас на Соколе работала монашка Вера уставщицей, которая меня как-то отвела, сказала, что у нее дома живет знаменитый старец Сампсон Сиверс, так называемый.
Кира Лаврентьева
— Ничего себе.
Александр Чашкин
— Говорит: пойдем, я тебя познакомлю. Я говорю: нет, Вера, что ты, такой старец знаменитый, зачем я ему нужен? — Нет, ну, пойдем все-таки. Он уже старенький, ты будешь рад знакомству с ним. В общем, так получилось, что я к нему попал, к Сиверсу. Он, что интересно, спросил: ты чем занимаешься? Я говорю: да вот, работаю на ипподроме, пою в храме, оперного певца из меня не получилось, очень доволен, что попал не в герои оперы, Каварадосси, Канио «Паяцы», а пою церковные вещи. Так, работаю на ипподроме, объезжаю лошадей, пишу пейзажики, говорю. Но параллельно, когда я работал на ипподроме и начал писать пейзажики, мне надо было у кого-то учиться. В Суриковский институт я тогда мечтал только поступить, но моя мечта до реальной не воплотилась. Поэтому я просто познакомился с художником Зюзиным, который был очень интересный человек и художник. Он сказал мне тогда, только из армии я вернулся: Сашулька, зачем тебе Суриковский институт? Вот есть такой маэстро, метр московской богемы Василий Яковлевич Ситников, пойдешь к нему, десять академий закончишь, великий рисовальщик. Я подумал, почему не сходить. Он отвел меня к этому Ситникову, который сейчас очень известный человек, у него картины во многих музеях, в частности несколько картин в музее Гуггенхайма находятся в Америке. В общем, я попал к нему в ученики, показал пейзажики, он говорит: мне это очень нравится — и стал параллельно учиться у него, у этого Ситникова, живописи, рисунку.
Кира Лаврентьева
— В гостях у «Вечера Воскресенья» Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Вот, вы попали к Ситникову?
Александр Чашкин
— Да. И вот у Ситникова брали уроки большие серьезные художники, которые давно закончили Суриковский институт, даже преподаватели у него брали уроки. В частности, как сейчас помню, Александр Иконников преподавал в Суриковском институте. Я ему как-то сказал, что отец страшно переживает, что я не учусь в Суриковском, а продолжаю работать, объезжать лошадей. По сути дела, конеберейтором, моя была профессия. Берейтор это наездник, объездчик лошадей. Мне Иконников сказал: а давай, я тебя возьму, у тебя такой уровень, что я тебя возьму. Формально сдашь экзамены, а я тебя возьму в Суриковский институт на вечернее отделение. Только не говори Ситникову, не говори Зюзину, никому не говори, и ты потихонечку закончишь. И я там проучился 4 года, закончил Суриковский институт, эти вечерние классы, как они назывались. Я возвращаюсь к тому, когда я попал к Сиверсу, он меня спросил, чем занимаешься? Я говорю: вот, я учился в Суриковском, работаю на ипподроме, пою в храме. И он, обращаясь к Вере, не ко мне, а к Вере, это удивительно было, сказал: Вера, ты знаешь, что Александр будет писать иконы? Отведи его к Зинону. Я удивился, говорю: батюшка, во-первых, я не собираюсь иконы писать, потому что иконы пишут святые, с моей точки зрения, и потом кто такой Зинон, я не знаю, не слышал. Он тут же сказал: Ну, Зинон это современный Рублев. Это мне сказал батюшка и подтвердила Вера. Вера, ты его не слушай, что он там не будет, он будет иконы писать, отведи его к Зинону. Кстати, я, перебивая себя, могу сказать, что я встречал несколько даже священников. Одного профессора психиатрии, в Яме он настоятель — Ям такое место под Москвой — который был профессором медицины, у которого была своя клиника и который тоже пришел к Сиверсу, тот сказал: ты будешь священником. Он сказал: что вы, батюшка, я же профессор, занимаюсь психиатрией. — Нет, ты будешь. И он через два года стал священником. К сожалению, я забыл, как его зовут, не важно. Я очень удивился, что к какому-то Зинону, который есть современный Рублев, меня должны отвести. Я думаю, ладно, сказал и сказал батюшка. Мы поговорили, распрощались, я благословился и ушел. А потом по истечении где-то месяца она мне предлагала... Тогда возрождался Даниловский монастырь, там работал этот самый Зинон. Несколько раз она всё пыталась меня привести, я всё отговаривался, потом как-то мы с ней куда-то шли, она говорит: а давай всё же зайдем в Даниловский монастырь. Я говорю: ну, давай, раз уж мы проходим мимо, давай зайдем. Мы зашли. Она сказала: я к Зинону, если можно его вызвать. Я, потом работая с Зиноном много лет, знал, что он никогда не выходил к женщинам, даже не спрашивал, монашка это, не монашка, просто он ни к кому не выходил, потому что столько желающих было его увидеть. А здесь он вышел и спросил меня, в том числе, вы зачем пришли? А я говорю: я хотел бы помогать как-то, если можно вам помочь в росписи монастыря, в работе над восстановлением Даниловского монастыря. Он говорит: хорошо, приходите завтра, я вам найду какую-нибудь работу. На следующий день я пришел в Даниловский монастырь. И здесь произошло еще некое чудо. Когда я зашел в храм Семи Вселенских Соборов, в котором Зинон работал над иконостасом, я увидел, как он работает. Он писал икону. И я, когда увидел, как он работает, и вообще его в работе увидел первый раз, я понял, что передо мной действительно гениальный иконописец, и до сих пор так считаю, и не только я, а в мире очень многие так считают. Более того, наперед забегая, могу сказать, что когда я руководил росписью кафедрального Никольского собора Американской Православной Церкви в Вашингтоне, то меня познакомили с отцом Федором Куфусом, который на то время — это около 30-ти лет назад было, 27 лет назад — был ведущим, считался самым дорогим и самым известным греческим иконописцем современным. Меня познакомили, я с ним сразу подружился. В том числе надо было сказать комплимент. Сначала я посмотрел на его работу, он расписывал храм, по-моему, Архангела Михаила у Потапова в Зарубежной церкви. Я посмотрел, мне очень понравилось, я ему сказал: отец Федор, по-видимому, два самых выдающихся современных иконописца, это вы и Зинон. Он на меня посмотрел внимательно и сказал такую фразу: ты знаешь, Александр, ты ничего не понимаешь в иконах, если ты сравниваешь, с Зиноном никого нельзя сравнить в современной иконописи, и даже меня, — он поднял палец кверху — даже меня нельзя сравнить с ним. Он, конечно, самый выдающийся художник современности. Дальше произошло вот это чудо, когда я стал работать с ним над восстановлением. Я растирал краски, полгода или год не говорил, что я занимался живописью, и смотрел, как он работает, и это было для меня самой высшей школой, конечно. А дальше он уехал в Псково-Печерский монастырь, я поехал за ним, пробыл у него где-то полгода-год, и наезжал к нему время от времени. В это время я уже поступил в Софринские мастерские иконописные, где я проработал несколько лет. Я уже подумывал, как бы мне не остаться совсем в Псково-Печерском монастыре, я был типа послушника, имел такую аккредитацию в виде послушника. Кстати, вторым послушником у Зинона был тогда нынешний митрополит Тихон, а тогда он был просто для меня Гоша.
Кира Лаврентьева
— Да, были эти времена.
Александр Чашкин
— Это были те времена, когда мы вместе с ним были, а потом он перешел к Крестьянкину. А меня вдруг однажды вызывает наместник, сейчас он митрополит Коломенский в Подмосковье, тогда был наместником Псково-Печерского монастыря отец Павел, тогда еще Павел, и говорит: тебя призывает зачем-то патриарх. А я говорю: зачем? — Ну вот, вроде, об Америке какая-то речь идет. Теперь расскажу, как я попал в Америку, также интересный рассказ. Когда я работал в Софринских мастерских, первый храм, росписью которого я руководил, был знаменитый, очень известный храм в Кочаках, родовой храм семьи Льва Николаевича Толстого, где похоронены все его предки, дети почти все, кроме него самого, конечно. Как известно, он похоронен не около храма, а около дома. Известно, да?
Кира Лаврентьева
— Ну да.
Александр Чашкин
— Когда закончили роспись этого храм — сейчас, кстати, об этом фильм пытаются создать, как я расписывал больше 30-ти лет назад его — вдруг приехала американская делегация. В составе Американской делегации был настоятель кафедрального собора Американской Православной Церкви отец Дмитрий Григорьев, это очень известный знаменитый автор многих классических трудов о Достоевском, он специалист по Достоевскому, классические труды многие принадлежат именно ему. И владыка Василий (Родзянко) всем известный, который был епископом Вашингтонским на то время. Ну и еще несколько человек было. Они ездили по России, чтобы найти русского художника, который бы расписал кафедральный собор Американской Православной Церкви. Это связано с тем, что им хотелось, чтобы именно русский расписал. И второе, может быть, материально, с греками разговор более серьезный в смысле материальном. Короче, им понравилась моя роспись, и они меня пригласили, к Алексею II пришли, говорят: вот, мы хотим Чашкина, чтобы он руководил росписью кафедрального собора. В течение полгода, тогда я приехал из Псково-Печерского монастыря в Москву, меня вызвал патриарх Алексей II, сказал: ты поедешь в Америку расписывать собор. Я уже рассказывал, что отец Павел, наместник, сказал, что я тебя не благословляю в Америку ехать. Я говорю: что делать, раз патриарх вызывает, съезжу. Если меня утвердят, то мир посмотрю. — Нет, я тебя не благословляю. Кстати говоря, через месяц он приехал, уже епископом Нью-Йоркским стал. Значит такое, говорит, послушание. Я говорю, ну, что же, вы вроде не собирались, владыка. А он сказал: ну, знаешь, все-таки послушание, послушание. Так получилось, что я там проработал три года, расписывая кафедральный собор. Для меня это был подарок судьбы невероятный, конечно. Дело даже не в Америке, а в том, что... Это длинный разговор отдельный, коротко скажу. Я там пообщался с потомками русских эмигрантов, которых изгнали еще большевики в 20-х годах. Допустим, тот же Григорьев был сын генерал-губернатора Архангельска. Тот же владыка Василий был внук председателя Государственной Думы. Толстой Владимир Сергеевич, староста храма, который был прямой потомок Алексея Михайловича Толстого, Милославский. Там были такие потомки древних даже русских родов, эмигранты. Я бы так сказал, что это были подлинные патриоты России. Они не считали, что сами уехали, они достаточно негативно относились к тем, кто уезжал сам, их же родителей, дедов изгнали большевики фактически, они любили Россию, были подлинными патриотами России. Поэтому я был в обществе, как попал среди какой-то элиты русской, которую лишили родины. Я был счастлив там находиться три года, счастлив был работать там. Конечный итог — я могу сказать, в газете «Вашингтон пост» было написано, что из Москвы приехала группа русских иконописцев во главе с Александром Ивановичем Чашкиным, которые превратили кафедральный собор в жемчужину мировой живописи, была такая фраза в газете «Вашингтон пост». Так что я вернулся, Алексей II был очень доволен, наградил меня орденом Владимира III степени.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в студии Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы очень скоро к вам вернемся. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, меня зовут Кира Лаврентьева. Я с радостью напоминаю вам, что у нас сегодня знаменательный гость Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Огромное количество храмов, монастырей расписывал Александр Иванович в России и за рубежом. Об этом мы сегодня говорим, говорим о богословии иконы, говорим о пути Александра Ивановича к вере и к иконописи. Все это, конечно, интересно, и часа нам явно уже не хватает, я вижу. Александр Иванович мы с вами остановились на росписи храма в Америке. Пожалуйста, расскажите, как там дальше всё продолжалось, как всё развивалось.
Александр Чашкин
— По приезде из Америки я был главным иконописцем предприятия Софрино, фактически был главным иконописцем Московской патриархии. Дальше было много интересного, в том числе, я познакомился с совершенно потрясающим человеком, которого уже канонизировали как местного святого. Я думаю, что когда-нибудь его канонизируют не только как местного. Так же возвращаюсь к Родзянко, епископу Вашингтонскому, я даже думаю, что его когда-нибудь канонизируют, потому что многие, в том числе и я, общаясь с ним, поняли, какой это удивительный человек, совершенно бескорыстный. Более того, он еще не признанный миром богослов. Он написал совершенно потрясающую книгу «Теория распада вселенной и вера отцов», где выдвинул идею, с точки зрения современных астрономов и богословов она кажется совершенно безумной, а именно теорию о создании мира. Он прочитал у Василия Великого, своего святого, что наш мир, когда галактики разбегаются, это осколки Вселенной, которые разлетаются во все стороны, летят в тартарары, но когда-нибудь они будут назад. В индийской философии похожее есть. Во всяком случае, он говорил, что это не создание мира, по его гипотезе. А создание мира — это был райский совершенно мир в другом измерении, который через грехопадение взорвался и стал разбегаться во все стороны неизвестно куда. Короче говоря, на первой взгляд совершено безумная идея, но он ее вычитал у Василия Великого. Я говорю, что владыка Василий был выдающимся богословом, которого еще мир не оценил, а как человек он был совершенно удивительный. Есть такая книга «Тайны святых», где говорится о том, что такое святой человек. Это человек, который полон некой энергии любви, энергетики любви. Я в свое время познакомился и исповедовался у Кирилла, а Кирилл это человек, который был духовником Алексея II, духовником лавры был.
Кира Лаврентьева
— Архимандрит Кирилл (Павлов).
Александр Чашкин
— Да, Павлов. И вот, я случайно попал к нему на исповедь, даже не хотел исповедоваться, хотел сбежать. Он говорит: э, куда собрался, ну-ка иди сюда. Проговорив с ним 15 минут, я не хотел от него уходить. Настолько это был удивительный человек, настолько он меня обаял этой энергией любви, что мне просто хотелось около него быть все время. То же самое чувство у меня было к владыке Василию. Отец Дмитрий Григорьев тоже был такой же человек. Короче говоря, слава Тебе, Господи, я познакомился со многими... То же Сампсон, который мне такую невероятную идею... Я заканчиваю уже о своем пути, я думаю сказать, я не собирался никогда иконы писать, как из моего рассказа следует, он меня направил на этот путь и только через много десятилетий я понял, что меня Господь вел этим путем, а я еще и сопротивлялся. И каждый раз было то, что Господь меня приводил к моей профессии, единственной, которой я сейчас занимаюсь, и без нее уже не мыслю ни своей жизни, ни своего будущего, ни своего прошлого. И всё это увидел во мне этот старец Сампсон. Еще один старец, я считаю, что вопрос канонизации только вопрос времени — это отец Авель Рязанский.
Кира Лаврентьева
— Вы его называли своим духовником?
Александр Чашкин
— Он для меня был как отец родной. Я его знал в течение почти 25-ти лет. Я не знаю, может быть, отношения мне напоминают отношения Зосимы и Алеши Карамазова. Я к нему приходил всегда, я даже не мог его назвать духовным отцом, он был просто очень близкий, родной человек, с которым я готов был общаться бесконечно долго и много, даже более того, он однажды меня призвал и сказал: Сашенька, дорогой, вот через полгода я умру. — Да, что вы, батюшка, да живите. — Нет, Сашенька, ты уж помолчи, пойдем, я тебе покажу, где будет моя усыпальница. Был небольшой храм-часовня Серафима Саровского, а отец Авель был в схиме именно Серафим. Мне показал, над могилкой такое напишешь, здесь царская семья, а он особо почитал царскую семью. Сказал, где что написать, и ровно через полгода он умер действительно. И я расписал эту часовню в Иоанно-Богословском Рязанском монастыре. Эта часовня в честь Серафима Саровского стала усыпальницей этого великого старца, который около 15 лет жил на Афоне и 11 лет был игуменом — по-нашему настоятель, у них игумен — Пантелеимонова монастыря Афонского. Еще один случай расскажу, где Америка меня тоже привела, и на этом я свою судьбу закончу. Однажды некий человек, который был вице-премьером Украины, еще дружественной нам когда-то давно, лет 15 назад, Лунёв, он был министром угольной промышленности, выдающийся специалист горного дела, решили с братом сделать собор в Святогорском монастыре Донецкой области. Это, кстати, родина моих предков со стороны отца, там рядом село было, где отец родился. И они искали тоже художника. И вот он случайно совершенно, мне аукнулась та же Америка, я так уже для смеха рассказываю, однажды выбирал художника, не разбирался в иконах, смотрел фотографии. И вдруг наткнулся на фотографии, где я стою вместе с Ваном Клиберном, как известно, был великий пианист, один из величайших пианистов 20-го века, сказал: а это кто? Это же Ван Клиберн? — Да, Ван Клиберн. — А это кто? — А это иконописец Чашкин. Не будет же Ван Клиберн, скажем так, с нехорошим человеком фотографироваться, там другое слово обозначил, не очень приличное. Вот, его беру. Благодаря Вану Клиберну, я попал, руководил росписью собора в Святогорском монастыре. Я почему их вспомнил, Лунёвых, светлых людей, двух братьев, Сергея Георгиевича и Владимира Георгиевича, которые построили этот великолепный собор, который я считал моей самой лучшей работой, я его расписывал в течение двух где-то лет, ездил туда. К сожалению, год назад его разбомбили. Не полностью, он остался, но очень сильно разбомбили. А это был потрясающий собор. Украинская Церковь даже наградила меня высшим орденом украинским — орденом Нестора Летописца I степени за роспись этого собора. Ну, а потом пошло туда, куда уже пошло, и этот собор теперь не знаю, восстановят когда-нибудь или нет. Но Лунев говорит: дай Бог, война закончится, поедем восстанавливать. Я про свою судьбу всё рассказал.
Кира Лаврентьева
— В гостях у «Вечера воскресенья» Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Александр Иванович, можно много вас спрашивать, потому что действительно интересно. Десять жизней в одной как-то уместилось у вас удивительным образом. Хочется спросить про богословие иконы.
Александр Чашкин
— Давайте.
Кира Лаврентьева
— Ваши мысли по поводу иконописного искусства узнать.
Александр Чашкин
— Это вопрос очень злободневный и правильный. В Москве сейчас восстанавливается чуть ли ни 300 храмов, и этот вопрос очень злободневный. Здесь какой-то спор между академическими художниками, которые, скажем, закончили Суриковский институт или закончили академию Глазунова, они претендуют на роспись многих храмов, более того, расписывают. В частности, когда я приехал из Америки, меня призвал Алексей II и сказал: Александр Иванович, как мы будем храм расписывать Христа Спасителя? Тогда он уже был готов, но еще готовился к росписи. Я ему сказал: ваше святейшество, если мы будем пытаться повторить то, что было, во-первых, художника уровня Семирадского, Репина, Сурикова, Крамского, Васнецова сейчас нет. И я ему напомнил, что Васнецов, когда расписывал в Киеве собор известный, после росписи собора, которую все очень хвалили, сказал такую вещь удивительную. Он сказал, что все мы, современные художники, мечтая о славе Дионисиев и Рублевых, к сожалению, шли совершенно не тем путем. То есть то, что мы сделали, это не церковное искусство. Поэтому надо возвращаться к подлинному каноническому церковному иконописному искусству, а не расписывать в академической манере храмы. В чем тут дело? Известен такой философ и богослов, как Павел Флоренский, он написал гениальную совершенно книгу, которая называется «Иконостас», всем советую ее почитать, чтобы понять, в чем разница между иконописным искусством и академическим искусством.
Кира Лаврентьева
— Вы написали отца Павла без нимба в одном из храмов американских, в благодарность ему за эту книгу.
Александр Чашкин
— Да, да, я там... Я тут же прокомментирую немножко. В храме в Америке табличка была, что храм посвящен жертвам русской революции. И когда надо было расписать заднюю стенку, я предложил сделать роспись, в которой отразить жертвы революции. То есть канонизированных уже святых и тех, которых не канонизировали еще, но которых, может быть, канонизируют или нет, но они пали, были жертвами революции. В частности, разговор идет о Павле Флоренском. Он, безусловно, по всем категориям был мученик, то есть той самой жертвой революции, потому что его до сих пор трудно... По одним сведениям его расстреляли в 38-м году, по другим в 43-м. Но, во всяком случае, это был выдающийся совершенно богослов, выдающийся философ. По какому случаю его не канонизировали? Кто-то сказал, что в его богословских рассуждениях клубок нераспустившейся ереси, еще что-то сказано было. Многие люди, большинство было за канонизацию Павла Флоренского, а его все-таки не канонизировали. Я его почитаю особенно и даже считаю его святым. Тогда не была еще канонизирована царская семья именно нашей патриархией Московской, а была канонизирована только зарубежной Церковью. На этом у них был большой разлад, очень много спорили, очень много ругались. После того, как Московская патриархия канонизировала царскую семью, помирились и, более того, воссоединились в какой-то мере, произошло воссоединение зарубежной и нашей патриархии, о чем мечтал владыка Василий (Родзянко), человек сам с невероятной судьбой. Если рассказать его судьбу, он участвовал в сопротивлении Югославском, он был в армии... четники, так называемые, это православное королевское войско сербское. К сожалению, когда Тито организовал уже коммунистическую армию, начал где-то в 43-м году активные боевые действия против фашистов, а до этого все бои вело именно православное это войско четников. К сожалению, Тито победил, и частично ему были приписаны все победы, а четников многих, кто участвовал в сопротивлении, именно православное войско, посадили в Югославии. Владыке Василию за то, что он был врачом в армии четников, дали 6 лет. Он просидел два года, кажется, в тюрьме коммунистической, потом его поменяли на кого-то, и он попал в Англию, и стал учеником знаменитого владыки Антония Сурожского, который его послал в Америку. Он стал епископом Сан-Францисским, а уже потом стал епископом Вашингтонским. Вот такая судьба у него была. Во всяком случае, всю войну он прошел, воевал в армии, просидел несколько лет в тюрьме. Потом был у владыки Антония послушником многие-многие года, он его сделал епископом. Короче говоря, возвращаясь к теме, я уже процитировал Васнецова, какая разница между академическим искусством, так называемым, и церковным искусством?
Кира Лаврентьева
— Да.
Александр Чашкин
— Церковное искусство изображает некое историческое событие или историческую личность. Что такое иконописный канонический подход к изображению? На иконе изображена личность уже в преображенном виде. Святой не как историческая личность, а как некая преображенная личность, которая уже находится в высших формах бытия в другом измерении. Так же как любое событие, которое происходит, исторически, допустим, Тайная вечеря происходила две тысячи лет назад в Иерусалиме. Ныне каждый год мы празднуем ее. И притом, празднуем не только то событие двухтысячелетней давности, но мы празднуем как какую-то вечную Пасху, именно Воскресение Христово, которое каждый раз на Пасху, как некое мистическое событие, которое свершилось в вечности и которое происходит постоянно в вечности. Поэтому, в сущности, молиться на не преображенный образ, а не на иконописный образ не имеет смысла, потому что на нем изображена историческая личность. Смысл христианства — именно преображение всего нашего естества, всего человечества так же, как и всего мира. Иоанн сказал в Евангелии: и да будут даны человекам новая земля и новое небо. То есть преображенная земля и преображенное небо после Второго пришествия. И все люди после Страшного Суда уже в преображенном виде в этой новой земле и новом небе будут жить совсем в другом измерении. Многие не знают такой вещи, что икона — это окно в потусторонний мир, по совершенно замечательному определению Павла Флоренского. Когда человек молится на икону, он обращается не к нарисованному образу, а к именно к первопричине. Допустим, к Спасителю, не нарисованному, а через изображение Спасителя обращается к Спасителю, Который истинно находится в Горних мирах, в высшей форме бытия, в высшем измерении. И он обращается к этому высшему Божественному образу Спасителя, а все святые, которые несут в себе образ этого Спасителя, тоже уже в преображенном виде находятся в Царствии Небесном. И мы, обращаясь к святому, обращаемся к Царству Небесному, к Горним мирам, в которых находятся эти святые. Я не говорю, что это какая-то еретическая вещь, хотя по канонам точно обозначено. Допустим, я Алексею II, когда он меня спросил, как будем расписывать храм Христа Спасителя, сказал: ваше святейшество, если пытаться повторять то, что было, то придется рисовать образ Саваофа на куполе.
Кира Лаврентьева
— Нельзя же, да? Он не канонический, запрещен Седьмым Вселенским Собором.
Александр Чашкин
— А образ Саваофа запрещен, буквально считается еретическим. Собственно, иконопись началась с того, что Господь Иисус Христос принял человеческую плоть, и мы изображаем именно Его человеческую сущность. Конечно, мы не в состоянии Его Божественность отобразить, но мы изображаем Его человеческую сущность. В том числе, запрещено изображения образа Бога Отца, потому что Бог Отец в богословском понятии абсолютно трансцендентное понятие к нашим человеческим измерениям, абсолютно невыразимое, не измеримое, и потому во всех религиях он запрещен. Между прочим, мало кто знает, что также изображение Саваофа даже в нашем каноническом понятии православия не просто запрещено, а считается еретическим по решению Четвертого Вселенского Собора.
Кира Лаврентьева
— Четвертого, а я сказала Седьмого.
Александр Чашкин
— И Седьмого Московского Собора. Повсеместно изображение Бога Отца и так называемой Новозаветной Троицы распространены именно потому, что это уже влияние католиков, влияние Запада. После известного исторического события, когда Петр I, не понимая ни православия, ни его догматов, ни его глубины богословской, философской, послал учиться художников на Запад. Они приехали, закрасили великолепные шедевры Рублева, Дионисия, Феофана Грека и стали рисовать в академическом реалистическом стиле Бога Отца, дедушку с бородой, сидящего на облаках, пупсиков таких вместо ангелов. Например, Павел Флоренский говорил: какая разница даже в изображении складок иконописного искусства и академического. Академическое искусство изображает материальные складки одежды. Иконописное искусство — это суть светозарное облачение святых. Не только лик должен быть изображен в иконописной манере, то есть преображенный образ святого, который уже находится в неком другом измерении, в Царствии Небесном, в Горних мирах, и даже складки его одежды должны быть изображены, как светозарное некое облачение, а не как материальное облачение. В этом большая разница. Икона ведет сознание современного человека от материалистического понимания мира, где, по выражению Шмемана, главный грех обозначен чуть ли не единственным — грех потребительства в самом широком смысле этого слова, когда потребительство есть главный смысл человечества. Когда главным смыслом человечества должно быть то, о чем говорит икона, то есть возвышение и преображение человека, изменение сознания. Литургия это таинство единения любви. Через это таинство и через любовь мы возвышаемся до неких Горних миров, и наше естество в некотором смысле испытывает некое преображение и некое соприкосновение с высшими Горними мирами, о чем литургия постоянно и возвещает. Именно изменение сознания, отбросим всё земное и обратимся своим взором в Царствие Небесное к Горним мирам. Поэтому, я еще раз повторяю, сейчас, я думаю, те священники, которые предлагают расписывать новые храмы, должны на это обратить серьезное внимание. Я понимаю, что у кого-то есть возможность пробить заказ на академические изображения в храме. Всё это может быть и написано хорошо, хотя повторяю, сейчас нет художников такого уровня, как тот же Васнецов или Нестеров, которые даже в изображениях академических достигали совершенной духовной высоты, очень высокой. Но тот же Васнецов говорил, что мы шли не тем путем и наша живопись не стала церковной от того, что мы писали не в той манере и, мечтая о славе Дионисия и Рублева, повторяю, мы создавали не церковное искусство. На это надо обратить особенное внимание современным и священникам и... Кстати говоря, заметьте, я был, естественно, в Греции, я был на Кипре. Что меня удивило на том же Кипре, что практически все католические храмы расписаны в иконописной манере, то есть в византийской манере. Более того, у нас многие считают, что русская иконопись должна капитально отличаться от византийской иконописи. Хотя я думаю, что все выдающиеся иконописцы, начиная с Рублева, Дионисия или совершенно замечательной Старой Ладоги, считали себя преемниками Византии, так же как считают себя преемниками, я думаю, и наши богословы, не только иконописцы. Естественно, что надо обратить на это серьезное внимание. К сожалению, есть такие примеры, когда совершенно замечательные иконописные храмы даже многие уничтожаются. Например, в Царицыно храм, который расписывал мой приятель Соколов Александр, к сожалению, его потрясающие, великолепные росписи сбили и записали просто академическими не очень высокого класса работами. Все возмущаются, но что делать, чтобы этого не повторялось? Я надеюсь.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, Александр Иванович. Дорогие друзья, в этом часе на Радио ВЕРА с нами был Александр Иванович Чашкин, художник, иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Александр Иванович, спасибо вам, что вы приоткрыли свои фрагменты жизни, это действительно очень ценно для нас и, уверена, для наших слушателей. Всего вам доброго. До свиданья.
Александр Чашкин
— До свиданья всем.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











