Деян., 1 зач., I, 1-8.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать шедевр на заказ? Кто-то воскликнет — конечно же, нет! Художник должен творить исключительно по свободному вдохновению. С этим сложно поспорить. Но истории известны случаи, когда удивительные по своей природе вещи создавались по заказу конкретных лиц. Библейская книга Деяний святых апостолов, например, была написана по просьбе некоего христианина Феофила. О чём мы узнаём благодаря сегодняшнему чтению из первой главы книги Деяний.
Сегодняшнее чтение, говорящее о первых днях жизни апостолов после Вознесения их Учителя на Небо, всегда звучит на литургии в Пасхальную ночь. Начинается библейский отрывок с упоминания некоего Феофила. В наши дни уже трудно сказать, кем был этот человек. Но именно по его просьбе написал своё Евангелие апостол Лука. По запросу Феофила была также составлена книга Деяний святых апостолов — по сути историческая хроника первых лет жизни христианской Церкви. Так, благодаря совершенно неизвестному сегодня христианину, желавшему лично лучше узнать о служении Христа и первом периоде бытия древней Церкви, появились сразу две значимые книги Нового Завета. Так на практике сбылись слова другого апостола — Павла: «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог... чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
Промысл Божий подчас приобретает самый что ни на есть нелинейный характер. И Господь избирает для действия в мире средства, значение которых до времени понимает только Он один. Как, например, произошло со скромным Феофилом, благодаря личной просьбе которого мы теперь обладаем Евангелием и книгой Деяний. Но не нужно думать, что люди — марионетки Бога. Господь не лишает нас свободы, но всячески способствует тому, чтобы Его добрый и любящий замысел оказался осуществлён. Даже через неочевидные порой человеческие слова и поступки.
Сочетание любви Божией с превосходством Его действий над логикой людей прекрасно видно на примере земного служения Господа Иисуса. Сын Божий избрал для Своей миссии, на первый взгляд, очень неудобный формат. Насколько лучше было бы родиться в знатной семье, иметь в руках рычаги политического воздействия. Но Спаситель проводит детство в презираемой иудеями Галилее, находит учеников среди рыбаков, а не среди вельмож. Христос проповедует не знатным людям, а самым простым гражданам. Евангелие, таким образом, насаждается не сверху, а как бы произрастает снизу. Произрастает подчас с большим трудом и вопреки многим внешним обстоятельствам. Но именно благодаря такому подходу древо Церкви, так сказать, «закрепилось» на земле, пустило глубокие корни. Так, что никакие гонения уже не могут с ней справиться.
О чём призывает нас задуматься сегодняшнее чтение из книги Деяний святых апостолов? Об одной чрезвычайно важной вещи. В дни пасхального торжества мы просто не имеем права замыкаться на собственной радости, сводить смысл праздника к посиделкам за вкусным столом. Рядом с нами находится множество незаметных, невлиятельных, неважных людей. Таких, как упоминавшийся уже неоднократно Феофил. Но каждый человек создан Богом, каждый имеет значение в глазах Божиих. И если кто-нибудь будет искренне просить о помощи, нужно на неё откликнуться. В первую очередь, потому, что того требует от нас заповедь милосердия. А во-вторых, потому, что, как мы с вами выяснили, удивительные по своему значению вещи возникают благодаря очень простым (на первый взгляд) просьбам людей. Ибо так хочет и действует наш Бог!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.