Сегодня я хочу рассказать о том, как в Греции освящают православные храмы. Как вы понимаете, храм – место особое, специально подготовленное для совершения там богослужения. Здание становится храмом не автоматически. То есть нельзя, по большому счету, считать храмом сооружение, на крыше которого установлен крест. Церковь верит – чтобы здание стало храмом, оно должно быть внутри правильно устроено и освящено епископом – представителем высшего чина служителей Церкви.
Главный момент освящения храма – это освящение престола. Престолом называется деревянный или каменный стол, который стоит в алтаре. Священник, когда служит, находится по большей части у престола. На нём же совершается главное богослужение Церкви – Литургия.
Поэтому престолу во время освящения храма уделяется особое внимание. Его кропят святой водой, натирают специальным маслом. В России все эти действия недоступны взгляду людей, стоящих в храме. Дело в том, что иконостас - перегородку из икон между алтарем и остальным храмом - в нашей стране, как правило, делают высокой. И на время освящения престола все двери, которые есть в иконостасе, закрывают.
Поэтому, когда на Крите меня довелось увидеть освящение нового храма, я был очень удивлен – епископ, совершавший освящение, распорядился сделать всё происходившее видимым для народа. Для этого часть икон просто убрали.
А сам епископ старался сделать людей, стоящих в храме, участниками чина освящения. Например, он окропил святой водой не только престол, но и священников, которые рядом с ним служили, а затем и всех присутствующих мирян.
Когда начался следующий этап освящения престола, епископ стал помазывать его святым маслом. В России и Греции епископы при освящении престола надевают белые фартуки, чтобы не испачкать своё богослужебное облачение. У нас епископы после освящения просто снимают с себя фартуки со следами масла и отдают своим помощникам.
В Греции же я увидел нечто совсем иное. Когда помазание престола закончилось, епископ повернулся лицом к народу, снял с себя фартук и… стал рвать его на части. Честно – я сначала не понял, что происходит. А потом мне объяснили. Фартук епископа, использованный на освящении храма и впитавший в себя особое масло для престола, у греков традиционно считается святыней. Епископ разрывает фартук на несколько частей, а затем кто-то из помощников разрезает его на маленькие кусочки. Эти кусочки, раздают потом людям, присутствовавшим в храме на память о событии освящения, а также как святыню, которую можно принести с собой домой. Досталась и мне в тот день частичка фартука епископа, которая лежит у меня теперь дома рядом с иконами…
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами о греческих традициях при освящении храма.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема