Сегодня я хочу рассказать о том, как в Греции освящают православные храмы. Как вы понимаете, храм – место особое, специально подготовленное для совершения там богослужения. Здание становится храмом не автоматически. То есть нельзя, по большому счету, считать храмом сооружение, на крыше которого установлен крест. Церковь верит – чтобы здание стало храмом, оно должно быть внутри правильно устроено и освящено епископом – представителем высшего чина служителей Церкви.
Главный момент освящения храма – это освящение престола. Престолом называется деревянный или каменный стол, который стоит в алтаре. Священник, когда служит, находится по большей части у престола. На нём же совершается главное богослужение Церкви – Литургия.
Поэтому престолу во время освящения храма уделяется особое внимание. Его кропят святой водой, натирают специальным маслом. В России все эти действия недоступны взгляду людей, стоящих в храме. Дело в том, что иконостас - перегородку из икон между алтарем и остальным храмом - в нашей стране, как правило, делают высокой. И на время освящения престола все двери, которые есть в иконостасе, закрывают.
Поэтому, когда на Крите меня довелось увидеть освящение нового храма, я был очень удивлен – епископ, совершавший освящение, распорядился сделать всё происходившее видимым для народа. Для этого часть икон просто убрали.
А сам епископ старался сделать людей, стоящих в храме, участниками чина освящения. Например, он окропил святой водой не только престол, но и священников, которые рядом с ним служили, а затем и всех присутствующих мирян.
Когда начался следующий этап освящения престола, епископ стал помазывать его святым маслом. В России и Греции епископы при освящении престола надевают белые фартуки, чтобы не испачкать своё богослужебное облачение. У нас епископы после освящения просто снимают с себя фартуки со следами масла и отдают своим помощникам.
В Греции же я увидел нечто совсем иное. Когда помазание престола закончилось, епископ повернулся лицом к народу, снял с себя фартук и… стал рвать его на части. Честно – я сначала не понял, что происходит. А потом мне объяснили. Фартук епископа, использованный на освящении храма и впитавший в себя особое масло для престола, у греков традиционно считается святыней. Епископ разрывает фартук на несколько частей, а затем кто-то из помощников разрезает его на маленькие кусочки. Эти кусочки, раздают потом людям, присутствовавшим в храме на память о событии освящения, а также как святыню, которую можно принести с собой домой. Досталась и мне в тот день частичка фартука епископа, которая лежит у меня теперь дома рядом с иконами…
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами о греческих традициях при освящении храма.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.