Говорят, люди стали меньше читать. Можно, конечно, просто поверить сухим цифрам статистики. А если провести эксперимент: спуститься в метро, прогуляться по паркам и скверам, и посмотреть, сколько человек с книгой в руках встретится нам по пути? Планшеты и букридеры, кстати, тоже в счёт – в эпоху высоких технологий книга стала еще и электронной, и конечно, от этого Достоевский не прекратил быть Достоевским, а Пушкин Пушкиным. Едва ли не каждый второй перелистывает бумажные или электронные страницы в подземке по пути на работу, отдыхая на свежем воздухе или загорая на пляже. Кажется, чтение, несмотря на мрачные мнения, все-таки не теряет своей популярности. Хотя когда-то, действительно, было по-другому…
Сравнительно недавно – в конце девятнадцатого века – книги считались предметом роскоши, баловством, которое могли позволить себе лишь состоятельные люди. Да и грамотных можно было перечитать по пальцам.
Вот и Ваня Сытин, сын крестьянина из Костромской губернии, не окончил даже начальной школы. С юных лет мальчик был вынужден зарабатывать на жизнь самостоятельно. В одиннадцать лет он поступил «мальчиком на побегушках» в книжную лавку купца Шарапова в Москве.
Бездетный купец относился к Ивану, как к родному сыну. А мальчик, оказавшись среди яркого, пахнущего свежей бумагой и типографской краской, шелестящего страницами великолепия, навсегда влюбился в книги. Купец Шарапов в течение нескольких лет присматривался к Ивану, обучал его, занимался его интеллектуальным и духовным развитием. Он разрешал мальчику читать самую дорогую книгу в лавке – старинное рукописное Евангелие, водил его на воскресные Богослужения в Кремль. Когда Иван женился, и на содержание семьи потребовался дополнительный доход, купец Шарапов помог ему открыть собственную типографию. Так началась история знаменитого «Товарищества Ивана Дмитриевича Сытина».
Первое, что решил положить в основу своего бизнеса новоиспеченный книгоиздатель – это популяризация книги. «Нельзя ждать, когда крестьянин сам придет за книгой, книгу надо нести к нему» – говорил Иван Дмитриевич. Из элитного, недоступного широким массам предмета, Сытин мечтал превратить её в повседневный, доступный товар. Его деловое чутье и коммерческая смекалка позволили наладить производство таким образом, что цена большинства книг не превышала одной копейки! Теперь каждый мог позволить себе прочесть Гоголя, Пушкина, Чехова. Книги, изданные его «Товариществом» в одночасье стали невероятно популярными в народе, и расходились миллионными тиражами.
Однако если купить книгу теперь мог каждый, то читать умели, увы, далеко не все. Иван Дмитриевич, прекрасно это понимая, организовал у себя издание дешевой учебной литературы и открыл на своих предприятиях бесплатные образовательные курсы, которые посещали как его работники, так и все желающие обучаться. На одной из фотографий, сделанной в аудитории этих курсов, прямо в объектив смотрит юноша с длинными кудрявыми волосами – будущий великий русский поэт Сергей Есенин. В первые годы своей московской жизни он работал в типографии «Товарищества Сытина» помощником корректора.
«Товарищество Сытина» помогало Российскому комитету грамотности – совместно был запущен проект по созданию целой сети библиотек; бесплатно снабжали книгами народные читальни, сельские и городские школы. При типографии Сытина открылась художественная школа, где обучали премудростям профессии книжного иллюстратора.
Увы, Октябрьская революция фактически положила конец всем благим начинаниям Сытина. В качестве поощрения за прежние просветительские труды, советская власть предложила Ивану Дмитриевичу возглавить Госиздат. Он тактично отказался, сославшись на… малограмотность!
«Иван Федоров двадцатого века» – называли Сытина его современники. Он сделал книжную мудрость доступной, а своё усердие в просвещении народа – примером.
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 72. На струнах Псалтири
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].