
Анна Леонтьева, автор программы "Частное мнение"
Есть такой домик в Томилино, который в моем сердце. Туда мы ходили учиться английскому, а на самом деле — гораздо большему. Там жила наша любимая Светланочка, детская писательница. У нее было лицо сердечком, копна рыжих волос и сияющие синие глаза. Она стала нам на всю жизнь не просто учительницей, и даже не просто другом — всем нам, ее счастливым ученикам — она стала самым родным человеком. Ей мы рассказывали все, что не могли рассказать родителям.
Как умела Светланочка выслушать тебя всего, до самой глубокой глубины души, как умела возвысить тебя над обычной реальностью, за один вечер, проведенный только с тобой, помочь в срочном порядке отрастить крылья, очистить от всякого лишнего-вздорного-наносного. И всегда в конце взволнованной беседы, как благословение в дорогу, отпускала с простыми словами: «Главное — это любовь!»...
Самые тяжелые и запутанные ситуации облегчались до веса перышка, распутывались и выравнивались: ведь главное — это любовь. Могла Светланочка и вспылить, если ей казалось, что законы любви нарушаются, она вдруг взволнованно-строго спрашивала: «А что ты сделал, чтобы все было по любви?» — но глядя на твое озадаченное лицо — вдруг восклицала: «Ну иди, я тебя обниму, моя девочка!».
Да, слова про любовь простые и очевидные — но почему мы все каждый раз, попадая в настоящие и выдуманные беды и напасти — не говорим себе их?
Я могу и буду много еще рассказывать про нашу Фею Светланочку, а сейчас вспомню один значимый для меня эпизод.
Я поехала в наш храм в Переделкино на вечернюю службу. Оставила дома с мамой своих троих детей, чтобы спокойно исповедоваться и помолиться. На скамеечке рядом с церковью вдруг увидела свою московскую приятельницу. Она неудержимо плакала. Рассказала, что больше так жить у нее нет сил: муж просит развода, любви больше нет...
Она хотела попасть к нашему любимому старцу Илию за советом. Я села на скамеечку рядом. Подруга сквозь слезы рассказывала мне об изменах и скандалах. Мы сидели и ждали старца. Вечерняя служба закончилась, а я все утешала бедняжку.
Вскоре после этой встречи я поехала навестить Светланочку. Навестить — это неправильное слово. Надо сказать так: я позволила себе роскошь поехать к моей любимой Светланочке, чтобы она весь вечер слушала мои рассказы, разбирала со мной мои полеты, утешала, объясняла — в общем, позволить себе праздник.
Рассказала я и о своей встрече с приятельницей. Реакция Светланы меня поразила: «КАК?? Ты куда шла?» «В церковь на исповедь!» — растерянно ответила я. При чем тут это? Я же встретила человека в беде и была с ним. Как говорится: с плачущими — плачь. Но дальше было еще неожиданнее: «Но ты же хотела пойти в церковь, ты хотела помолиться и исповедоваться! Что, твоя приятельница вернула себе мужа после ваших посиделок? А ты не исповедовалась и не помолилась! За нее в том числе! Если ты идешь в церковь — иди в церковь. Иди по своему пути. Не давай так легко сбить тебя С ТВОЕГО ПУТИ!»...
И как всегда, увидев мое растерянное лицо, Светланочка распахнула объятья: «Ну иди сюда, я тебя обниму, моя девочка!»...
Как я ярко до слез помню этот вечер. И многие другие вечера и уроки. Уроки, уроки...
Это очень тонкая грань, и я не Светланочка, чтобы давать советы: но грань, когда ты можешь помочь и когда ты уходишь с пути — ее надо научиться замечать. Настраивать сердце, отслеживать путь — чтобы не сбиваться понапрасну с него. Без Светланочки нам приходится это делать самим. Но нам проще: мы были там, в маленьком домике, в поселке Томилино.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема