Когда купец Антон Николаевич Шодчин открыл в Иванове свою первую ткацкую фабрику, Соединённым Штатам Америки как государству не исполнилось и шестидесяти лет. Сам купец Шодчин об этом вряд ли задумывался. До Америки отсюда, как говорили в Иванове, было, всё равно, что до Луны. И если бы тогда кто-нибудь сказал Антону Николаевичу, что благодаря ему город Нью-Йорк станет уютнее и красивее, Шодчин наверняка рассмеялся бы над фантастической шуткой.
Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Об этом Антон Шодчин, конечно, знал: его собственный дед родился крепостным крестьянином, но Богу было угодно, чтобы однажды он превратился в свободного и богатого человека. И дед, в свою очередь, не забывал о Боге: всегда помогал нищим, больным и бесприютным. По его примеру жил и Антон Николаевич, делясь своим достатком с ближними.
Калеки, странники, нищие всегда находили приют в гостеприимном доме Шодчина. Его трапезы для бедных, которые он устраивал по большим церковным праздникам, славились на всю округу, а случайно побывавший на одной из них чиновник из Владимира заявил, что у губернатора на обедах знатных гостей кормят хуже.
В самом Владимире Антон Николаевич тоже развернул благотворительную деятельность. Во Владимире он открыл детский Александровский приют. Сироты и маленькие бродяжки вызывали в купце Шодчине какую-то особенную, щемящую жалость. Ему было лет десять, когда к ним во двор залез мальчишка-оборванец. Голодным, затравленным взглядом он оглядел всё вокруг, увидел корку чёрствого, вчерашнего хлеба, схватил её и начал жевать. Работники отца заметили мальчишку, и с криками «Держи вора!» погнали его за ворота кнутами. А маленький Антон сидел под навесом и плакал...
В его приюте у детей всего было вдоволь: и еды, и игрушек, и конфет, и одежды. Шодчин относился к ним, как к родным.
Не было в уезде и человека, более усердного и щедрого к Божьим храмам. В Золотниковской пустыни, знаменитом месте монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского, Антон Николаевич перестроил обветшавший Успенский храм, отремонтировал Казанскую церковь. В родном Иванове он построил храм Успения Пресвятой Богородицы, не жалея денег на внутреннее убранство и роспись.
Когда в тысяча восемьсот девяносто пятом году в Америке при русском консульстве организовывался первый православный приход, сбор средств объявили по всей России. Услышали его и в Иванове. И хотя до Америки оттуда, как до Луны, Антон Николаевич Шодчин без раздумий откликнулся, сделав крупное пожертвование. Благодаря ему в Нью-Йорке, в районе Второй Авеню, был куплен дом, в котором временно разместилась церковь святого Николая Чудотворца.
Жизнь благочестивого и милосердного купца, между тем, клонилась к закату. Он составил завещание, распорядившись своими капиталами так, что милосердие его ощутили не только в родной Владимирской губернии, но и за ее пределами. Помимо пожертвований практически всем окрестным церквям и монастырям, Антон Николаевич оставил деньги на строительство домовой гимназической церкви в Могилёве, покупку дома под женское училище в Житомире, восстановление храмов Инкерманского монастыря в Севастополе. В родном Иванове на завещанные им деньги было учреждено техническое училище.
Помнил Антон Шодчин и о том, что где-то, в далёкой Америке, строится православный храм. Согласно его последней воле, Николаевский приход в Нью-Йорке получил двадцать пять тысяч рублей.
Пройдёт несколько лет, и на Тридцать седьмой улице Нью-Йорка вырастет прекрасный храм — Никольский собор. Туда из скромного домика на второй Авеню переедет православная община. Антона Семёновича уже не будет в живых. Да если бы даже и дожил купец Шодчин до этого дня, вряд ли смог бы своими глазами увидеть заокеанский храм, в котором есть частичка его добрых дел. Ведь, как известно, от Иванова до Америки — как до Луны. Но для подлинного милосердия даже такое расстояние не помеха.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница