Династия промышленников Прохоровых от поколения к поколению приумножала свой капитал. Миллионы радовали семью - они давали возможность заниматься благотворительностью. «Живите не для богатства, а для Бога», - завещал наследникам основатель династии Василий Прохоров.
Василий Иванович - выходец из крепостных - не получил образования. Его университеты – им же созданная знаменитая московская Трёхгорная мануфактура. А до её появления Василий занимался пивоварением. Семья Прохоровых была религиозной, и Василия смущал характер его занятий. Да и жена постоянно говорила, что она не может молиться об успехе дела, которое спаивает и разоряет людей. Василий продал пивоварню и вложил деньги в организацию ситценабивной мастерской.
Дело пошло в гору, Прохоров расширил его и открыл уже фабрику – Трёхгорную мануфактуру. В России тогда почти не занимались производством ситца, но именно на это и поставил Василий: у него не было конкурентов. Ткани шли нарасхват, и Прохоров стал уважаемым купцом. Его зауважали ещё больше, когда он занялся благотворительностью. Василий построил в городе два дома для престарелых и приют для детей. А заботясь о рабочих своей фабрики, организовал для них медицинский кабинет.
У Прохорова была огромная семья - десять своих и несколько приёмных детей. Но только один из наследников – сын Тимофей, по мнению Василия Ивановича, мог занять его место на фабрике. Во время войны 1812 года отец устроил сыну экзамен на прочность. Когда французы подошли к Москве, Василий Иванович спас свои ткани, отправив Тимофея торговать ими в провинцию. Несмотря на трудное для страны время, юноша сумел продать всё до последней нитки. Отец понял: из сына выйдет толковый коммерсант и передал ему мануфактуру. Тимофею было тогда 17 лет.
Он вырос на фабрике, хорошо знал рабочих и приходил в ужас от уровня их образования. Первым делом Тимофей стал учить работников грамоте. Но безусого мальчишку никто и слушать не захотел. Тогда Тимофей подошёл к проблеме с другой стороны. Рассудив, что будущее фабрики зависит от квалифицированных рабочих, он решил обучать не взрослых, а детей и открыл первую в Европе ремесленную школу. Днём ученики постигали азы разных профессий, а вечерами осваивали науки. На экзамены Прохоров приглашал других фабрикантов и те поражались успехам, которые делали дети. По окончании школы никто из них не хотел покидать фабрику.
При Тимофее Васильевиче на предприятии установилась железная дисциплина. О пьянстве или сквернословии не было и речи – Прохоров строго следил за нравственным обликом своих подчинённых. Но и заботился о них по-отечески. На фабрике был самый короткий в России рабочий день, по праздникам и выходным люди отдыхали. Тимофей Васильевич построил родильный дом, больницу, детский сад, дом для престарелых и школу для девочек. И первый в стране рабочий театр.
Трёхгорная мануфактура процветала. На выставках она завоёвывала медали. Сами же Прохоровы «за попечение о рабочих» получили благодарность от императора Николая Первого, право изображать на своих товарах российский герб и потомственное почётное гражданство.
Тимофей Васильевич одно время служил судьёй и был озабочен судьбой заключённых. Его особой болью стали дети арестантов. Педагоги школы Прохорова приезжали к ним давать уроки, а приходской священник вёл занятия по Закону Божию. Стараниями Прохорова для заключённых стали проводить богослужения. Он же построил для арестантов храм.
Тимофей Васильевич всегда предпочитал слову дело. А дела были таковы, что современники называли Прохорова самым передовым человеком своего времени. Он оставил после себя замечательный труд «О богатении», в котором писал, что богатство допустимо иметь только в том случае, если оно используется на помощь людям. Тимофей Прохоров не думал о наградах. Считал: лучшая награда для того, кто творит добрые дела - это прочувствованное понимание того, что он живёт «в Боге».
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов