Картина «Оттепель» Фёдора Васильева получила большое признание ещё при жизни автора, даже со стороны царского двора! Наверное, потому, что это полотно — своего рода притча о надежде на добрые перемены.

— Добрый день, Владимир Николаевич! Рада снова видеть вас в Третьяковской галерее!
— О, Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы как всегда вовремя оказались рядом!
— Очень рада! Чем могу помочь вам?
— Поделиться с вами хочу! Уже полчаса стою, не могу оторвать взгляд от картины Фёдора Васильева «Оттепель». Смотрите — ранняя весна, сумерки. Не поймешь, то ли утро, то ли вечер. Небо тяжело нависает над землёй, отражается в тёмных проталинах. Просёлочная дорога размыта, но деревья ещё стоят обледенелые, ветхий домик на горизонте утопает в снегу. И две фигурки на перекрёстке — седой старик и девчоночка в платочке. Такие они сиротливые — сердце кровью обливается!
— Вы очень точно описали полотно, Владимир Николаевич.
— Потому что тронуло оно меня. Наверное, его создал умудрённый жизнью человек?
— Нет, Фёдору Васильеву было чуть за двадцать, когда он закончил работу над «Оттепелью». А спустя ещё два года художник умер от туберкулеза.
— Ах, какое несчастье! Какая потеря для русской живописи! Сколько бы ярких картин написал Васильев, если бы пОжил подольше!
— Короткая жизнь Фёдора Васильева была невероятно плодотворной. Художник словно предвидел, какой срок ему отмерян на земле — работал взахлёб, жадно, без устали. Всего шесть лет серьёзно занимался творчеством, а создал немало полотен, которые без преувеличения можно назвать шедеврами.
— И картину «Оттепель» тоже!
— Безусловно. Достоинства этой работы признали и критики, и любители живописи сразу же, как только она была представлена публике. Это произошло в 1871 году на выставке Общества поощрения художников. «Оттепель» там получила первую премию. Картину сразу же приобрёл Павел Третьяков. А великий князь Александр Романов, будущий император Александр Третий, попросил художника сделать повтор произведения для своей коллекции.
— И Васильев выполнил просьбу?
— Да, он повторил картину «Оттепель» за полтора месяца. Именно это, второе полотно, побывало на всемирной выставке в Лондоне, где также получило восторженные отклики.
— Но почему работа Фёдора Васильева вызывает тёплые чувства? Что за струны в душе она задевает? Казалось бы — унылая панорама, а смотришь, и как будто становишься мудрее.
— Так и есть. Эта картина похожа на притчу. Её герои старик и ребенок — самые слабые, беззащитные люди. Они стоят на перекрёстке дорог, размытых талой водой. Вокруг них необъятное пространство — стылое, промозглое, насквозь продуваемое ледяным ветром. И кажется, что нашим путникам не на что надеяться. Но надежда есть. Она кроется в названии картины.
— «Оттепель»... Время предчувствия весны?
— Конечно! Вскоре весь снег растает, тучи разойдутся, солнце засияет и согреет землю. И околица, которую запечатлел художник, запестреет зеленью и цветами. В этом нет сомнений!
— И впрямь, утешительная мысль.
— Она очень выручает, когда обстоятельства обступают ледяной стеной, и кажется, что выхода нет. В такие моменты стоит пойти в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть «Оттепель» Федора Васильева, или просто вспомнить картину. И поверить, что добрые перемены уже на подходе.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











