Адрес храма Успения Божией Матери в Казачьей слободе:
г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 37,
ближайшие станции метро: "Полянка", "Третьяковская", "Октябрьская".
Схема проезда:
Контакты:
г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 37.
Телефон: 8-499-238-03-98.
Адрес сайта: http://hramusp.ru/home.html
В начале 17-го века там, где пролегает ныне улица Большая Полянка, находилась Ямская слобода.
В 1642 году впервые упоминается в документах «Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра, что в старой Коломенской Ямской слободе».
Кстати будет сказать, что Фрол и Лавр почитались на Руси как покровители ямщиков. Людей, профессия которых требовала среди прочего немалого мужества… просто представьте себе бескрайние русские просторы, которые они преодолевали по различным казенным надобностям… Лютые морозы, стаи волков, лихие люди, непролазная грязь русских дорог…
В середине века ямскую слободу перевели на Зацепу. А на ее месте расположилась слобода казаков. Поэтому с 1657 года ту же церковь называют уже «Церковь Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою».
Сорок лет спустя в самые последние годы 17-го века, на средства Василия Федоровича Полтева, стольника царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра I), построили одноглавый и уже каменный храм. А спустя еще почти сто лет церковь приобрела современный вид: построили трапезную с двумя приделами (Седмиезерским и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали») и новую колокольню.
Война 12 года принесла тяжелые испытания – французы разграбили церковь, и в пожаре погибло всё внутреннее убранство храма.
Восстановление храма длилось шесть лет. И в основном все тяготы восстановления взвалил на свои плечи церковный староста Никита Карпышев, к чести коего скажем, что храм он восстановил раньше, чем свой собственный дом, также пострадавший во время пожара.
Полувеком позже на средства прихожан произвели отделку храма, при которой, впрочем, были несколько искажены облик трапезной и колокольни, выполненные в стиле классицизма.
Сам же храм одноглавый изначально был построен храм в стиле московского барокко.
В 1922 году церковь закрыли, предварительно изъяв из нее все ценности на борьбу с разразившемся в стране голодом.
Увы, храм еще и порушили: снесли главку храма, верх колокольни и дом причта.
Правда, в 70-80 годах храм отреставрировали, а в конце 1990 года его вернули Русской Православной Церкви.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе.
Большая Полянка, 37, угол Казачьего переулка, 14.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.