1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — замечательные слова апостола Иоанна, которые часто становятся поводом для ложного истолкования. Поясню на примере.
Приходит давно воцерковлённый человек на исповедь. Он не совершает преступлений закона Божия, не нарушает заповеди — в меру своих сил и понимания старается жить по-христиански. На исповеди говорит о своих немногих конкретных грехах, которые не сознательные преступления, а скорее свидетельство духовного несовершенства: где-то слишком был рассеян на молитве, с женой поругался, на работе что-то произошло и уныние накатило. А батюшка с недоумением спрашивает: как, и это всё? Вы что, хотите сказать, что больше ничем не согрешили? Вы что, почти безгрешны? А знаете ли вы, уважаемый, что говорит апостол Иоанн о таких, как вы? И дальше — цитата из апостола: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». И припечатав крепко цитатой Писания незадачливого исповедника, батюшка может научить его подробно исповедоваться, что согрешил «делом, словом, помышлением, вкусом, слухом, обонянием, осязанием» — и далее будет не знающий конца и края список грехов. Убедив исповедника, что только такая исповедь, в которой тщательно упомянуты не только настоящие грехи, но даже малейшее движение души в недолжном направлении — батюшка отпустит человека с чувством исполненного долга.
Но вот вопрос: на самом ли деле такой подход соответствует христианской традиции? Разве не увещает тот же апостол Иоанн христиан прежде всего — не грешить вообще? Какой смысл увещевать, если не грешить — абсолютно невозможно? С точки зрения современных наук о душе, если мы требуем выполнять нечто в принципе неисполнимое — это всего лишь невротизация другого, а вовсе не воспитание и не педагогика! И если внимательнее вслушаться в сегодняшний текст, там апостол ясно говорит: тот, кто соблюдает заповеди Христовы — познал Его. Другими словами, заповеди — не какая-то недостижимая абстракция, которой ни при каких обстоятельствах ты всё равно не сможешь соответствовать, а вполне достижимая, простая и понятная очевидность. Что недостижимого в том, чтобы не воздавать злом за зло? Чтобы не распространять сплетни? Чтобы не нарушать очень конкретные десять заповедей? Регулярно молиться, ходить в храм, помогать нуждающимся? Более того: да любой достойно воспитанный в христианской традиции человек по-иному и поступать не захочет! Для него жизнь по заповедям — такая же естественная, как и процесс дыхания.
Что же, тогда апостол ошибся, говоря, что «все мы много согрешаем»? Вовсе нет! Но надо чётко для себя разделить грех как преступление — когда мы говорим Богу — «да будет воля моя — а не Твоя, Господи!» — и грех как наше состояние удалённости от Его присутствия. Первое — сознательный и произвольный грех — мы в силах не совершать. И если всё же не устояли, впали в грех — тут на самом деле требуется подлинное раскаяние, исповедь и прощение. А вот второе — близость Бога к нам — уже не в нашей власти. Безгрешность, праведность как «правильность жизни», безусловно, привлекает Бога к нам. Но «привлекает» — вовсе не означает, что «безусловно гарантирует».
Как же важно научиться с одной стороны, не грешить и вести максимально праведную жизнь — а с другой, не поддаться соблазну воспринимать её как нечто автоматически гарантирующее нам спасение! Потому что спаcают наc вовсе не сами наши добрые дела — а исключительно Бог, Его добрая воля!..
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.