
Татьяна Любомирская
Однажды мне захотелось написать письмо Богу. ...
Возможно, оно было бы таким:
Дорогой Господь!
Надеюсь, Ты не возражаешь, что я обращаюсь к Тебе с помощью письма. Я часто говорю с Тобой, но знаешь, иногда в письме можно сказать то, что никогда не выскажешь словами. В разговорах мы описываем внешние события и почти не касаемся наших чувств. Стесняемся, наверно. А ведь это самое главное.
Ты скажешь: я и так знаю твои чувства, дочка, я вижу твое сердце, в котором перемешано хорошее и плохое. Ты часто огорчаешь меня. Иногда Я испытываю боль, когда вижу, что ты, мое дорогое дитя, осознанно причиняешь себе вред. Я так хотел, чтобы ты жила счастливо, делала много добра, любила и была любима. Я хотел, чтобы ты продолжала мое дело и творила свет вместе со мной. Разве ты не хочешь того же самого, дочка? Почему же ты не слушаешь меня? Разве ты до сих пор не убедилась, что Мой закон ‒ это единственный закон на свете, который сделает твою жизнь наполненной, цельной, радостной?
Господи, а может быть, Ты скажешь что-то совсем другое. Может быть, Ты обрадуешься моему письму. Мои молитвы скучны, я часто прихожу к тебе только из чувства долга. Тарабаню как попугай заученные слова, порой даже не сознавая их смысла. Ну какой интерес выслушивать такие молитвы? Ничуть не обижусь, Господи, если ты в это время занимаешься чем-то более приятным. Почему-то я искренне говорю с Тобой, только когда мое сердце переполнено болью. И очень редко благодарю за радость. Я не самый близкий Тебе ребенок, Господи, правда? Но я знаю: Ты любишь меня несмотря ни на что. Ты дал мне очень-очень много, Господи. Ты продолжаешь давать, хотя я не сделала ничего, чтобы заслужить это. Твои руки никогда не оскудеют.
Дорогой Господь, я всё время говорю, жалуюсь на жизнь, а ведь я никогда не спрашивала: а как поживаешь Ты, Господи? Может быть, Ты тоже хотел бы что-то мне рассказать? Иногда мне кажется, что я слышу Твой голос. Иногда я даже уверена в этом, но делаю вид, что это иллюзия. Знаешь, как в детстве, когда мама кричала мне из окна, чтобы я надела шапку, а я притворялась, будто не слышу. Мне казалось, что без шапки я буду выглядеть красивой и взрослой. И я щеголяла по улице с красными, замерзшими ушами, а потом валялась в постели с жесточайшей простудой. Вполне возможно, что я ничуть не поумнела с тех пор, Господи.
Я не хочу превращать это письмо в очередной монолог. Ты всё знаешь про меня, а я почти ничего не знаю про Тебя. Кроме самого главного. Я знаю, что Ты любишь меня, Ты помнишь меня, Ты никогда меня не оставишь. И я благодарю Тебя за Твою непрекращающуюся любовь, Господи. Иначе мне было бы очень горько.
Я запечатываю конверт и отправляю Тебе это письмо по FM-волнам. Прости, что так редко говорю с Тобой, Господи. Я знаю, однажды мы увидимся, и как я хочу, чтобы эта встреча была радостной! И как я боюсь, что могу всё испортить...
Но пока, пока я скажу в подписи то, что хочу сказать, и то, что, я надеюсь, всегда будет в моем сердце. Вот эти слова:
С любовью, Твоя Таня
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема