
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Чем дольше слушаешь сегодняшний отрывок из послания апостола Петра, тем сильнее ощущаешь не умом, а именно сердцем, что с каждым словом внутри возникает очень конкретное чувство. Апостол словно бусина к бусине нанизывает различные эпитеты, аллегории, истории, связанные с людьми, которые однажды познали истину, но не устояли в ней.
И, конечно же, самая сочная фраза — это слова из пословицы про пса и свинью, которые всё равно возвращаются в свою грязь.
Что же за чувство у нас естественным образом пробуждается внутри? Брезгливость. Не осуждение, не укор, не жалость — а именно брезгливость. Добавим к этому ещё и то, что и свинья, и собака — для сознания еврея — животные скверные, нечистые. Современному секуляризованному мышлению очень трудно понять, и тем более — принять саму категорию «скверного»: единственное, что, пожалуй, в какой-то мере ещё аукается где-то в глубинах сознания — это нечистота тела, которое покинула жизнь — то есть нечистота трупа.
Но вот возникает вопрос: а насколько вообще корректно пробуждать в сердцах христиан это чувство брезгливости и отвращения? Разве не призван всякий последователь Христа быть выше этого, переступая через любой грех человека ради любви к самому носителю пусть и помрачённого, но всё же образа Божия?
Как можно совместить чувство брезгливости с чувством любви? Разве они не исключают друг друга? Перед нами — пример очень интересной духовной педагогики. Апостол сознательно «накачивает» неприятными ассоциациями образ совершающего грех христианина, чтобы сделать своего рода... прививку от греха. Давайте разберёмся, как именно эта «прививка» работает.
Если внимательно понаблюдать за генезисом — развитием греха в душе — нетрудно заметить: соблазн никогда не приходит в своём настоящем обличье. Он тщательнейшим образом упаковывает грех в одежды «нормальности», «современности», «уместности», «неотразимой привлекательности», «сногсшибательной вкусности». Наживка, как и полагается, должна быть убедительно достоверной. То, что под ней скрыт крючок — попавшийся поймёт, только проглотив наживку. Но будет уже поздно.
Что же делает апостол? Он приучает христиан к опытному различению «запаха соблазна» от «аромата праведности». И то, что для неустойчивого в вере человека становится заманчивым предложением — для христианина должно сразу же вызывать чувство брезгливости и отвращения. Также, как вакцинированный организм имеет высокий иммунитет к конкретной инфекции или вирусу, также и приученный к брезгливости ко всему греховному будет вполне устойчив.
Да, соглашусь: в такой позиции нет ни капли толерантности в её современном понимании. Если явный грех не вызывает отвращения — значит, духовный иммунитет опустился до нулевой отметки. Но вот что всегда надо помнить: отвращение ко греху не должно приводить к нелюбви. Грех как поступок, как образ жизни, как конкретные проявления — однозначно осуждается. А вот сам человек — каким бы дурными ни были его поступки — всегда достоин проявления нашей милости.
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема