Драматург Генрих Ибсен, основатель «новой европейской драмы», как-то сказал, что единственным основанием для творчества является содержательная жизнь. Немало есть художников, удовлетворяющих этим требованиям, но, пожалуй, самым ярким из ныне здравствующих будет Михаил Михайлович Шемякин.
И в самом деле, с ибсеновским основанием у Михаила Михайловича все в порядке. В 18 лет его изгнали из художественной школы при Институте Репина, так как его взгляды не соответствовали нормам социализма. Не смог он надолго задержаться и в Псково-Печерском монастыре, где проходил послушание у знаменитого архимандрита Алипия. Ему не дают поступить в Ленинградскую духовную семинарию, куда он подает документы. Но настоящие злоключения начались после 1967 года, когда Шемякин пишет небольшой философский трактат «метафизический синтетизм», где почти на каждой странице цитируется Евангелие и святой Дионисий Ареопагит.
Как и водилось, автор был приговорен к принудительному лечению в психбольнице. И просто чудом можно назвать то, что матери как-то удалось вызволить сына из этого ада. А вскоре его выдворяют из страны. Так что за 28 лет пребывания Михаила Шемякина в Советском Союзе «содержательной жизни», о которой говорил Ибсен, ему хватило с лихвой.
Сейчас Михаил Шемякин много работает в России. Иллюстрирует книги, оформляет спектакли, но, пожалуй, самое заметное – это его памятники. Я видел почти все его скульптуры. Но больше всего мне запомнилась та, что стоит на Болотной площади к Москве. Памятник называется «Дети – жертвы пороков взрослых».
Скульптурная композиция, если вы помните, представляет собой двух детей – мальчика и девочку, – которые на ощупь пытаются куда-то двигаться. Глаза их завязаны. А между ними лежат два предмета - мячик и книга. Но самое страшное находится вокруг детей. Их окружают омерзительные фигуры 15 пороков, выполненные абсолютно в гоголевском стиле: это и наркомания, и воровство, и алкоголизм, и невежество и прочие ужасы. В общем, страшная иллюстрация того, что дети чуть ли не ежедневно встречают на улице, по телевизору, в интернете, в глянцевых журналах и даже в школе и дома. Кстати, брошенный мячик с книгой – тоже актуальный символ того, что дети разучились играть во дворе и читать нормальные книги.
Но поговорить я хотел немного о другом. Когда я читал об этом памятнике в интернете, то нашел немало реплик православных авторов. Оказывается, есть активная оппозиция этой скульптурной группе, и, как ни странно, не со стороны либеральных деятелей, а именно активистов из числа верующих. Мол, детишки могут прогуливаться рядом со скульптурной композицией, могут увидеть невзначай этих пятнадцать уродцев, их психика может получить травмы, несовместимые с нормальной жизнью. А вот позвольте возразить. Мое частное мнение, что пусть лучше их ЭТО бьет, пусть каждый из этих пороков навсегда останется в их памяти в виде уродцев и кошмаров, чем в виде неразлучных спутников жизни. Пусть негатив и отвращение к этим порокам будет их основным инстинктом. И уж позвольте вас спросить, разве то, что дети ежедневно встречают подобные пороки в жизни, – меньше их ранит? Что, у нас с улиц всюду исчезли интим-салоны, или похабная реклама, или пьяницы, или грязь, или хамство, или реклама наркотиков? Может, все-таки, сейчас не время «чистоплюйствовать»? Мне вообще кажется, что было бы неплохо подобные памятники ставить в каждом городе – чтобы граждане не разучились уродство видеть уродливым. А надо сказать, сейчас с этим большая проблема. Порок сегодня очень красиво упакован, он в моде. И мы уже привыкли равнодушно проходить мимо совершенно чудовищных явлений. Как символично, что в центре шемякинской композиции стоит самый высокий идол, закрывающий свои глаза, уши и рот – и называется он пороком Равнодушия. Вот и у Данте Алигьери в «Божественной Комедии», когда описываются круги ада, самые жаркие его уголки оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.
И еще что хотел сказать… Не спорю, в чем-то Шемякин сложный автор. К смыслу некоторых его произведений нужно буквально пробиваться. Но это автор, который исповедует наши принципы и наши ценности. И при этом его чествуют во всем мире как великого русского художника. Так что если у нас не будет таких вот Шемякиных, то судьба нам остаться в истории современной культуры с Гельманами, Тер-Оганьянами, Павленскими и Толоконниковыми. И тогда порокам взрослых будут ставить совсем другие памятники.
23 декабря. О почитании святого Николая Чудотворца на Руси

19 декабря, в День памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святителя Николая Мирликийского в московском районе Щукино.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании святого Николая Чудотворца на Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. Об оружии против козней

В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Облекитесь во всеоружии Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».
Об оружии против козней — священник Алексий Дудин.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. О том, как не опоздать в Царствие Небесное
В 4-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Господе: «Будем опасаться, чтобы, когда еще остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
О том, как не опоздать в Царствие Небесное, — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема












