В 1640 году на берегу Москва-реки, на месте обветшавшего деревянного храма начали строительство нового, каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Строили его целых 18 лет. В 1658 году освятили главный престол – храм стал по-настоящему действующим.
По привязке к местности, называли его в то время еще «Что на Девичьем поле, на Чистом - в скобках – Пометном - Вражке».
Странное название. Ну, «на Девичьем поле» - это ясно. А вот Пометный вражек – это овраг, куда в те самые годы свозили навоз с конюшенного царева двора. Переулки у оврага соответственно назывались Вражскими.
Загадкою остается двойное наименование местности – Пометный вражек. Он же в тоже время – Чистый. Что-то здесь не так. Либо в названии «Чистый» заключается какая-то ирония. Впрочем, ладно…
Когда знакомишься с историей этого храма, складывается впчатление, что его безостановочно перестраивали.
И в самом деле. В 1701 году в традициях посадского храма его перестроил стольник Василий Шереметев. В 1708 добавили придельную церковь с отдельной главкой и крестом.
Спустя немногим более полувека храм вновь практически полностью перестроили – увеличили алтарь, трапезную и придел во имя иконы Божией Матери, надстроили восьмигранный световой барабан.
Еще через полвека к храму с западной стороны пристроили невысокую колокольню со шпилем, трапезной устроили придел во имя архангела Гавриила.
Окончательно формирование архитектурной композиции храма завершилось в последние годы 19-го века: к приделам пристроили помещения с полукруглыми в плане апсидами, и вновь расширили, построив приделы по обе стороны от главного алтаря.
Вот в таком-то виде храм и сохранился до наших дней.
После стольника Шереметева и вплоть до самой революции деньги – и порою немалые - на все известные перестройки давали богатые купцы – прихожане Крестовоздвиженского храма. Они же жертвовали деньги и на внутреннее убранство. Да так, что храм скоро стал считаться одним из самых богатых в Москве.
Храм закрыли в 1931 году, а вернули церкви в 1992-м.
И два последних штриха к рассказу. 25 мая 1901 года, в храме венчались великий русский писатель Антон Павлович Чехов и актриса Ольга Леонардовна Книппер.
Адрес храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке:
119121, Москва, 1-й Тружеников пер., 8, стр. 3.
Как добраться:
От станций метро: «Киевская, «Смоленская» или «Фрунзенская», «Парк культуры», автобус 64, 132, остановка «ул. Бурденко».
Контакты:
119121, Москва, 1-й Тружеников пер., 8, стр. 3.
+7 (499) 248-44-36,
e-mail: hramkresta@yandex.ru
Адрес сайта: http://www.hramkresta.ru/
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема