Коллега рассказала мне о некоммерческой организации «Партнёрство каждому ребёнку», где помогают семьям с детьми в кризисных ситуациях. А её сотрудники познакомили меня с женщиной весьма необычной профессии!
Людмила Василенко работает приёмной, или фостерной, мамой: берёт на воспитание и реабилитацию детей. Но не навсегда, а на время — до тех пор, пока малышам не найдут родителей или не вернут их кровным мамам, которые отсутствовали, к примеру, из-за госпитализации. Такая форма семейного устройства только зарождается в нашей стране, но специалисты уже называют её главной заменой сиротским учреждениям.
Наша героиня живёт в Красном Бору — посёлке городского типа Тосненского района Ленинградской области. «У меня трое детей, мама и кот Тёма, все вместе мы — профессиональная семья», — говорит о себе Людмила. Когда-то она увидела на улице подругу, гулявшую с ребёнком в коляске. Та рассказала про грудничка-отказника, которому в ожидании приёмных родителей заменяла маму. Эта история не оставила Людмилу равнодушной. Её любовь к детям всегда была деятельной: она с раннего возраста с удовольствием нянчила соседских малышей! Женщина посоветовалась с домочадцами и тоже решила стать профессиональной мамой. Прошла подготовку в школе приёмных родителей, а затем сотрудники органов опеки и попечительства познакомили её с младенцем Романом.
«Он оказался настолько маленьким и худеньким, что потерялся в комбинезоне для грудничков», — вспоминает Людмила. Мальчик мало ел и плохо спал: его мать всю беременность пила спиртное, поэтому у него диагностировали фетальный алкогольный синдром. «Врачи обследовали Ромашку, начали лечение, и он пошёл на поправку: набрал вес и научился улыбаться», — радуется рассказчица.
За восемь месяцев, пока ребёнок жил у Василенко, усыновителей найти не удалось, и встал вопрос о передаче его в Дом малютки. «Чтобы не отдавать нашего мальчика в казённый дом, мы с супругом (я на тот момент была замужем) решили стать приёмными родителями», — делится переживаниями Людмила. Для этого требовалось отказаться от работы фостерной мамой — она была согласна. Но пока готовили документы, к малышу приехала ещё одна семья — это оказались его будущие родители. «Ромашке очень повезло с мамой и папой, я счастлива за него, — добавляет Людмила. — Прощались, конечно, со слезами, но остались близкими людьми: я стала его крёстной матерью»!
Сегодня Людмила Василенко — профессиональная мама с большим опытом работы: её семья на время становилась родной для множества малышей! Три поколения Василенко легко находят с ними общий язык. Людмила считает материнство своим призванием: «У меня большой запас тепла и заботы, мне нравится разговаривать и играть с детьми». Многие подопечные по примеру её родных детей называют Людмилу мамой, и она не видит в этом ничего плохого!
А мне вспомнилось стихотворение Михалкова «Мамы разные нужны, мамы разные важны». Когда Сергей Владимирович его писал, не было даже такого понятия «профессиональная мама». Но сегодня труд Людмилы Василенко так же востребован и необходим, как и все остальные женские профессии.
Все выпуски программы Живут такие люди
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.