Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8-14.
Глава 8.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже 16 с половиной веков все православные христиане как минимум один раз в сутки произносят Символ веры, который представляет собой собрание основных догматических положений христианства, Символ веры не предлагает нам никаких доказательств, он просто констатирует и выражает нашу веру. За каждым из постулатов Символа веры стоит своя история, свой процесс усвоения Церковью каждой конкретной истины. Среди прочего, мы находим там и всем христианам прекрасно известные слова: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущаго века». Собственно, ради будущей нетленной блаженной вечной жизни, по вере в неё, мы и предпринимаем те усилия, к которым призывает нас Церковь. Ради неё мы в чем-то себя ограничиваем, стараемся очищать совесть, стараемся соблюдать заповеди, участвуем в церковных таинствах и делаем многое другое. Сама Церковь — ради этого, она — тот проводник, который способен помочь человеку обрести чаемые воскресение и жизнь будущего века. Церковь готова предоставить человеку всё необходимое для того, чтобы каждый из нас смог достичь цели христианской жизни, при этом Церковь не в состоянии кого-либо заставить воспользоваться тем, что она предлагает, такое ограничение наложено на Церковь Самим Богом, Который ни при каких условиях не вторгается в границы человеческой свободы, предоставляя нам делать выбор самостоятельно. И все мы делаем этот выбор, иногда осознаваемо, но чаще всего интуитивно. Конечно, всем нам хотелось бы понимать, в ту ли сторону мы движемся, туда ли ведёт нас то, что мы выбираем, приближаемся ли мы ко Христу или же, напротив, движемся в противоположную от Него сторону. Но каким образом человек может оценить своё местоположение в координатах духовной жизни? Что можно считать приближением ко Христу и что должно восприниматься как удаление от Него?
Если мы обратим внимание на послания апостола Павла, то заметим: апостол никогда не писал о каких бы то ни было «технических» аспектах христианской жизни как о том, по чему можно судить о её динамике. К примеру, он не писал, что тот, кто молится, скажем, два часа ежедневно, находится ближе к Богу, чем тот, кто посвящает молитве всего лишь один час. Не писал он и о том, что строгий постник в чём-то превосходит того, кто и вовсе не соблюдает посты. Нет у апостола рассуждений и о частоте причащения Святых Христовых Тайн, которая была бы показателем приближения ко Христу.
Но апостол Павел пишет об иных критериях. В частности, о Духе Божием, который он называет и Духом Христовым. По мнению апостола, и, конечно же, по мнению Церкви, успех в духовной жизни определяется именно этим: живёт ли человек по Духу Божию, имеет ли он Дух Христов? Если это так, то тело такого человека «мертво для греха», тогда как дух его «жив для праведности» (Рим. 8:10). Иными словами, такой человек имеет физическое отвращение к любому виду греха, грех его совершенно не влечёт, как не может к себе влечь смердящая яма с нечистотами, а если она всё же кого-то влечёт, то приходится усомнится в психическом и физическом здоровье такого человека. Аналогично и с грехом: если он кому-то представляется вожделенным, то это явный признак жизни не по Духу Христову, следовательно, движения куда-то не туда. С жизнью по Духу Христову апостол Павел связывает и воскресение: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
К сожалению, среди нас немного тех, кто искренне может сказать, что у него нет ни малейшего влечения ко греху, значит, среди нас почти нет и тех, кто имеет Дух Христов. Это печально, но вместе с тем и нормально, ведь мы ещё на пути восхождения ко Христу, и на этом пути важнее всего честность по отношению к себе самим и к Богу. Если мы осознаём своё положение, то мы не станем пренебрегать теми средствами, которые в изобилии предлагает нам Церковь, напротив, мы поспешим ими воспользоваться, памятую, что это всего лишь средства, цель же наша заключена во Христе и в вечной блаженной жизни в Его Царстве.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение