Иак., 50 зач., I, 1-18.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с весьма странного заявления. Апостол Иаков призывает радоваться, когда с нами случаются различные искушения, то есть неприятности. По его словам, искушения помогают нам развиваться и достигать совершенства. И далее апостол говорит, что искушения приходят не от Бога. Их причина — похоть, которая живёт в человеке и развитие которой в итоге имеет самые печальные последствия, вплоть до смерти души и тела. Но именно Бог даёт тому, кто перенёс искушение с верой и терпением, венец жизни.
Чтобы понять мысль апостола, можно привести аналогию из медицины, а именно из области кардиологии. Главный канал, по которому кровь циркулирует между сердцем и остальным организмом, называется коронарной артерией. Нередко проблемы в работе с этим важным органом возникают из-за того, что эта артерия деформируется и перестает функционировать нормально. Для того, чтобы диагностировать патологию, определить её вид, назначить лечение, существует метод под названием коронарография. Суть его заключается в том, что врач вводит специальное рентгеноконтрастное вещество в область околосердечных сосудов. Процедура не самая приятная. Но благодаря ей жидкость заполняет кровеносные каналы на всем их протяжении. После этого пациента помещают под рентген. Вещество реагирует на лучи рентгена так, что экран даёт чёткую, несмазанную картинку внутреннего рельефа артерии. В результате у специалиста есть полное представление об анатомии и степени поражения русла коронарных артерий. Можно приступать к лечению.
Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Абсолютно здоровых людей в принципе не существует. Всякий из нас имеет не только физические, но также душевные и духовные патологии. Главной из них апостол Иаков сегодня называет похоть. Слово «похоть» он использует в самом широком смысле. Это всё, что подталкивает нас к деструктивному поведению в отношениях с ближними, с Богом, с самими собой. Можно говорить о том, что речь идёт о больном самолюбии, эгоизме и эгоцентризме, которые побуждают нас жить ради себя любимого и являются корнем всех наших мучений. Искушения и неприятности, которые с нами происходят, — это то самое рентгеноконтрастное вещество, которое позволяет выявить причину и степень поражения нашего духовного центра. При этом каждый из нас может двояко реагировать на эту жидкость горечи и боли, которая оказалась в нашем душевном организме. Кто-то может просто замкнуться в себе, как-то с горем пополам самостоятельно разрешить ситуацию, на зубах перенести страдания. А потом пойти дальше по жизни, по сути, навстречу новому, более сильному приступу. А кто-то, чтобы остановить развитие болезни, может обратиться к специалисту и взглянуть на свою патологию в свете рентгеновских лучей. Таким специалистом для нас является Бог, а лучами — Его Евангелие.
Поэтому постараемся, когда в нашей жизни случается нечто из ряда вон выходящее, когда мы оказываемся в болезненной, кризисной ситуации, не паниковать. Это всего лишь приглашение обратиться к Великому Врачу, и с Его помощью высветить корень наших проблем. От нас требуется лишь вера в Творца, доверие Ему и терпение. Ведь на всякое лечение необходимо время. И будем уверены, Бог как любящий и заботливый Отец подберёт для каждого из нас необходимое лекарство, каким бы в итоге коварным и смертельным не оказалось наше заболевание.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.