Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает со слов, которые будут понятны любому взрослому думающему человеку: заповедь может быть отменена, если она не приносит пользы. Кажется всё действительно очень просто. Люди меняют законы, потому что надеются создать более совершенные. Мир во зле лежит, и так как человеческая хитрость изобретает всё новые пути для эгоизма самых разных мастей, стремление к справедливости изобретает всё новые для него преграды.
— Э нет, — сказали бы на это иудеи. Вы можете сколько угодно менять свои законы, потому что вы их себе сами сначала выдумываете, а потом сами их же и отменяете. Но наш-то закон дарован нам самим Богом! Тем, Кто знает человеческую природу и, конечно же, учёл в своем законе всё, чтобы привести нас к справедливой и благополучной жизни.
Кажется, всё так! Да как можно спорить с Богом? Но подобный ответ был бы совершенно теоретическим и с его помощью можно было бы убедить только того, кто не знал реальной жизни иудейского общества. Апостол Павел сам был иудеем, имел прекрасное образование и понимал, что заповедь может быть сколько угодно возвышенной, она может происходить из самого авторитетного источника, но это не значит, что она будет исполнятся и из жизни общества исчезнут все проблемы. А самое главное: что люди с помощью чего-то внешнего, пусть даже закона, смогут приблизиться к Творцу. Невозможно спорить с тем, что на пути возвращения человека к райскому состоянию ветхозаветный закон был важным этапом. Более того, он предполагал приближение человека к Богу, ведь уже в первой из десяти заповедей Моисея Бог говорит: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим». Сами по себе эти слова безупречны, но вот вопрос: остались ли иудеи верны этим отношениям? Нет. И это очень важно. Претензии апостола Павла обращены не столько к формулировкам закона, сколько к самой его сути. Апостол понимает, что внешними указаниями человека невозможно изменить. То есть закон немощен и бесполезен не потому, что плохо сформулирован и не всё учитывает, но потому что людей попросту не исправить внешними способами.
Именно поэтому дальше апостол Павел пишет то, чего с юридической и законотворческой точки зрения попросту не понять. После слов о возможности отменить закон, который никого не довёл до совершенства, можно было бы ожидать, что он напишет о новом законе, который будет лучше прежнего и этой цели наконец достигнет. Но апостол не пишет, что вводится новый «лучший закон», он говорит, что вводится «лучшая надежда». Это слово оказывается ключевым для всего отрывка. При исполнении закона человек может надеяться только на себя. Закон есть, но он лишь форма, которая не может проявить ни снисхождения, ни любви. А если так, на что может надеяться человек? Но, наконец, в мир пришёл не просто новый усовершенствованный закон, но Мессия, который заслуживает гораздо большего доверия на пути к Творцу. Он Тот, о ком пророчески говорит псалом: ты священник во век по чину Мелхиседека, Он Тот, Кто, как и древний собеседник Авраама, может быть назван царём правды и царём мира. В отличие от закона, Иисус Христос, а именно о Нём говорит апостол, любит людей и всегда спасает тех, кто через Него и в Нем Самом приходит к Богу.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.